История портфеля. История школьных рюкзаков


История портфеля — Учёба.ру

Московский технологический университет

Потенциал 3 университетов! Все программы, условия и главные факты.

Олимпиады для школьников

Перечень, календарь, уровни, льготы.

Закодированный мир

Зачем учить детей программированию и как это влияет на развитие?

Классная экипировка

Полезные и забавные предметы для школьников.

Московский социально-экономический институт

Профессии для общества

Кузница кадров

Самые перспективные профессии в колледжах.

Первый экономический

Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Билет в Голландию

Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.

Цифровые герои

Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.

Английский язык

Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.

Работа будущего

Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет

Профессии мечты

Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.

Экономическое образование

О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.

Гуманитарная сфера

Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.

Молодые инженеры

Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.

Новая педагогика

Как меняется главный педагогический вуз страны, и что такое универсальный бакалавриат.

Онлайн-образование

Можно ли получить качественное образование, не выходя из дома.

Федеральные университеты

О том, как получить образование мирового уровня в регионах России.

Табель о рангах

Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.

Карьера в нефтехимии

Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.

Как найти первую работу

Рассказываем про новый курс Алёны Владимирской о том, как правильно начинать карьеру

www.ucheba.ru

История школьного портфеля

Зимой по улице бежит, 

А летом в комнате лежит,

Но только осень настает, 

Меня он за руку берет.

И снова в дождик и в метель 

Со мной шагает мой портфель. 

В. Берестов

Слово « портфель» пришло к нам из французского языка. Porter означает «носить», feuille – «лист». Это слово многозначное. Основное его значение – четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг. 1

Так как кожаный портфель стоит достаточно  дорого, для школьников стали шить портфели из винила. Портфель (или ранец) для многих детей второй половины 20 века был показателем взрослости и самостоятельности. Многие первоклассники с нетерпением ожидали дня, когда родители принесут из магазина новенький портфель, и спешили поскорее заполнить его чистыми тетрадками, ручками и карандашами. Первое время ученик относился к портфелю бережно, с гордостью пронося его мимо малышей, но вскоре предмет зависти превращался в обычную сумку для переноски тяжестей. Так, на картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка» нетрудно разглядеть, что содержимое портфеля составляют не только учебники и тетради, но и коньки. А на картине С.А. Григорьева «Вратарь» мы видим типичную ситуацию: школьники используют портфели как штанги футбольных ворот. Подобные модели пятидесятых годов можно найти и на старых школьных музейных фотографиях. Жаль, что цвет эти черно-белые фотографии передать не могут. Скорее всего, что эти модели были темных коричневых и черных цветов.

Портфели, которые носили в шестидесятые годы прошлого века  были сделаны  из необычного материала: и не кожа, и не заменитель ее. На сгибах и изломах видна бумага. Портфели изготавливали из коленкора. Что  же это за материал? Обратимся  к словарям .      

Коленкор – это покровный переплетный материал на тканевой основе со специальным покровным слоем. У коленкора обыкновенного из окрашенного или неокрашенного миткаля это крахмально-каолиновый слой с пигментом, который закрывает фактуру ткани, делает ее жесткой, а из-за невысокой прочности на излом в слое быстро появляются трещины.2

Параллельно с портфелем школьной сумкой был ранец. 

Ранец  - [нем. Ranzen].Сумка для ношения при себе вещей, надеваемая посредством помочей на спину (у школьников — для книг и учебных принадлежностей, в армии — как часть походного снаряжения).3 

В семидесятые годы   им уже пользовались. И это можно увидеть на старых школьных фотографиях. Изготавливали портфели и ранцы из дерматина и других, заменяющих кожу материалов, зато они стали более яркими и разноцветными. 

Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам как «заплечный походный мешок» - Ranzen наемные немецкие солдаты московских царей в 17 веке. Лет через 150 – 200 слово перешло на ученическую сумку (раньше их делали из тюленьей кожи), также носимую на спине.

Школьные ранцы и портфели не были особенно разнообразны. Наличие внутренних карманов и отделений да цвет – вот и все что отличало их друг от друга. Даже размер школьных ранцев был стандартным.

Однако в 80–е годы стали появляться портфели необычной формы. До этого были горизонтальные с двумя (или одним) замками, а теперь школьники гордо несли в школу новинку – вертикальные сумки с ремешком через плечо. 

«В эти годы детей в классе делили на «звездочки», и каждая звездочка выполняла в течение недели какое-нибудь поручение. Появился такой вид общественной работы: дежурная «звездочка» в понедельник проверяла порядок в портфелях и наличие в них необходимых школьных принадлежностей, а результаты проверки выставлялись в баллах в «Говорящий портфель» (был такой стенд в классе). Никому не хотелось получить «2», поэтому дети старались содержать портфели в порядке».4

Сегодня ученики часто забывают носить в школу дневник или тетради по предметам, и эта школьная акция бы не помешала, а наоборот сделала бы ребят собраннее и ответственнее и научила аккуратности.

Старшеклассники (с 7 по 11 класс) во второй половине 80–х  обзавелись «дипломатами» - жесткими  узкими чемоданчиками черного или коричневого цвета.

Дипломат (Кейс) — это узкая, коробкообразная сумка, сделанная из винила или кожи с ручкой на конце. Используется в основном для переноски бумаг и других документов. 5

У дипломата были преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести то, что тетради и учебники в жестком «чемоданчике», не мялись, а к недостаткам – то, что раскрыть его на улице, чтобы достать нужную вещь, было крайне неудобно.

На смену дипломатам в конце 80–х – в 90–х годах в моду вошли сумки, дамские или спортивные (у юношей). Младшие школьники по-прежнему носили ранцы и портфели.

С конца 90–х и по настоящее время школьники носят рюкзаки, которые упрочили свои позиции в качестве школьной сумки.

Городской ранец ближайшего будущего может выглядеть иначе. «Наличие удобного средства для транспортировки мелочей просто необходимо любому городскому жителю, не только школьнику. В последнее время среди большинства приверженцев спортивного стиля получили распространение сумочки типа "ранец". Преимущества такого подхода очевидны - руки свободны, относительная "грузоподъемность" достаточно высока, а нагрузка практически не чувствуется. Несмотря на все очевидные достоинства, существуют возможности  улучшения, что и было сделано. Новый ранец является жестким, что в некоторых случаях очень даже необходимо. 

Читая материалы  о портфелях на страницах  Интернета, обращет на себя внимание  большое количество статей  под названием «Сколько весит школьный портфель». И действительно по утрам идя в школу, мы видим, как многим младшим школьникам бабушки или мамы несут в школу портфели.  

Не случайно в 1983 году в популярном  детском киножурнале «Ералаш» сняли фильм под названием «Рекордный вес», где рекордсмен мира пытается поднять школьный портфель, который носит обыкновенный школьник,  и  у спортсмена это плохо получается.

В то же время медики в один голос утверждают, что родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребенка не пройдет бесследно, в ближайшем будущем это приведет к возникновению болей в спине, испортит осанку, походку, а затем может привести к стойкому радикулиту. « Американские врачи, проводившие исследования в начальных и средних классах, пришли к выводу, что вес портфеля не должен превышать 10% от массы тела ребенка. Если ваш ребенок, допустим, весит 27 килограммов, то вес ранца с содержимым не должен превышать 2,7 кг!»6

Вот предлагаемые врачами допустимые нормы. Общая масса учебников из расчета на один учебный день в комплекте со школьными принадлежностями, без массы портфеля или ранца, не должна превышать допустимых гигиенических норм для перенесения учениками веса на расстояние до 3 километров:

1-2 классы: 1,5-2 кг;

3-4 классы: 2-2,3 кг;

5-6 классы: 2,3-3 кг;

7-8 классы: 3-3,5 кг; 

9-11 (12) классы: 3,5-4,5 кг. 

Как правильно носить портфель? Сегодняшним школьникам и их родителям  стоит прислушаться к советам  спортивного врача Раисы Войцеховской:

«Вредно носить сумку на плече - это приводит к искривлению позвоночника. Лучше купить ранец или рюкзак. Так нагрузка будет распределена симметрично.

Если вы купили ребенку сумку, пусть он запомнит простое правило: как только устала одна рука, переложи портфель в другую. Так можно избежать лишней нагрузки на спину.

Следите, чтобы ребенок не прогуливал физкультуру. Пусть он занимается спортом (плаванием, многоборьем, футболом, волейболом). Очень важно укреплять мышцы спины».7

Само слово «ранец» постепенно выходит из употребления, уступая место слову «рюкзак».

Рюкзак [нем. Rucksack].Заплечный мешок для вещей, употр. туристами.8

Рюкзаки стали делать из легких материалов - ткани с пропитками и защитой от влаги.   Да и сам этот предмет перестал быть только ученической принадлежностью. Появились дамские рюкзачки, спортивные. 

Так изменился школьный портфель за последние пятьдесят лет.

Самое главное назначение школьной сумки – это наполнить его разными школьными предметами. Обратимся к стихам В. Берестова

-Учитель у меня в портфеле!

-Кто? Быть не может! Неужели?

-Взгляни, пожалуйста, он тут,

Его учебником зовут!

Карандаш в пенале мается,

Но зато он не ломается.

Ручка в тесноте находится,

Но зато легко находится.

Тетрадки в портфеле шуршали,

Что в жизни важнее, решали…

Я – линейка, прямота-

Главная моя черта….

Циркуль мой, циркач лихой,

Чертит круг одной ногой… 

В дневнике заданья на дом

И стоят отметки рядом. 9 

 

[1] Толковый словарь русского языка Ушакова

 [2] Издательский словарь-справочник

 [3] Толковый словарь русского языка Ушакова

 [4] Шилкина Н.Н. Воспоминания из опыта работы в Доковской школе в 1980-е годы XX века.

 [5] Материал из Википедии – свободной энциклопедии.

 [6] vlad.kp.ru/2007/05/28/doc179349Сколько весят школьные портфели?

 [7] vlad.kp.ru/2007/05/28/doc179349Сколько весят школьные портфели?

 [8] Толковый словарь русского языка Ушакова

 [9] В. Берестов. По дороге в первый класс. М. «Малыш».

 Материал подготовлен на основе исследовательской работы "История школьного портфеля", выполненной Кравченко Александрой, ученицей МОУ средней школы №1. Руководитель: Кобелева О.Л., учитель истории и обществознания МОУ средней школы №1.

Источник

portfeller.ru

Научно-исследовательская работа "Тайны школьного портфеля"

Научно-исследовательская работа

«Тайны школьного портфеля»

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение.

  2. Разновидности школьной сумки.

  3. История школьного портфеля.

  4. Основные санитарно-эпидемиологические требования к весу портфеля ученика.

  5. Исследование веса портфеля и анкетирование одноклассников.

  6. Основные рекомендации по снижению веса портфеля.

  7. Рекомендации при выборе «правильного» портфеля для будущих первоклассников.

  8. Заключение.

  9. Список литературы.

  1. Введение

Волшебная сумка этот портфель,

Ведет себя странно порой, ты поверь!

Тайны его я хочу разгадать,

О нём я сегодня хочу рассказать.

Школьника невозможно представить без портфеля. Только по его наличию можно выделить ученика из толпы. Портфели, рюкзаки необходимы ребятам, чтобы носить все нужное в школу. Портфель для школьника нужно подбирать внимательно, ведь каждый день ученик будет носить в нем дневник, тетради и учебники, а столь тяжелый вес может нанести значительный вред осанке ребенка.

Как стало известно по результатам исследований большинство учеников ходят в школу с слишком тяжёлыми портфелями. Это может плохо сказаться на их здоровье.

Сегодня по статистике если какое-то количество детей приходит в школу здоровыми, то к 11 классу таковых практически нет. Происходит это по разным причинам, в том числе и из-за больших предметных нагрузок, и из-за веса того же портфеля. Медики в один голос утверждают, что родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребёнка не проходит бесследно. Подсчитано, что для маленького ребёнка носить портфель в четыре килограмма равносильно тому, что если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 15-20. Ортопедические патологии (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие) среди других заболеваний, выявляемых при медосмотрах выходят, чуть ли не на первое место.

Вот почему я считаю тему моего исследования «Тайны школьного портфеля» актуальной и заслуживающей внимания.

Объект исследования – школьный портфель.

          Предмет исследования – влияние тяжелого портфеля на здоровье школьника.

Цель исследования:

Узнать, сколько должен весить портфель, как влияет тяжёлый портфель на здоровье ученика.

Гипотеза, которая проверяется: тяжёлый портфель вредит здоровью ученика.

Задачи:

1. Изучить виды и историю школьного портфеля;

2. Выяснить влияние тяжелого портфеля на здоровье школьника;

3. Разработать инструкцию к снижению веса портфеля;

4. Составить памятку для родителей будущих первоклассников о покупке «правильного» портфеля.

2. Разновидности школьной сумки

А что такое портфель?

Слово «портфель» пришло к нам из французского языка. Оно буквально означало potter- «носить» и feulle- «лист».

Основное значение – это четырехугольная сумка с застежкой обычно кожаная, для ношения деловых бумаг.

Часто, словом портфель называют любую сумку школьника для тетрадей и учебников. Это не совсем правильно, т.к. существует несколько разновидностей школьной сумки:

Ранец. Для младших школьников предпочтительнее всего выбирать школьный ранец. Он имеет множество отделений для хранения школьных принадлежностей, а главное – у него жесткая основа с укрепленными нижними углами. Она приучает ребенка держать позвоночник в правильном положении, защищает спину от давления выступающих изнутри предметов и предохраняет содержимое самого ранца в случае падений. 

      Рюкзак в этом отношении уступает ранцу — так как у него обычно мягкая спинка, поэтому рюкзаки больше подходят для старших школьников. Сегодня можно встретить модели, сочетающие в себе признаки ранца и рюкзака – у них жесткая спинка, но мягкий корпус. Такие модели вполне подходят для детей любого возраста.

Портфель имеет твердые стенки и одну ручку сверху, а изготавливается обычно из кожи либо кожзаменителя. Сегодня портфели в магазинах школьных принадлежностей практически не встречаются и не рекомендуются ортопедами.

  1. История школьной сумки

Портфель (или ранец) для многих детей второй половины 20 века был показателем взрослости и самостоятельности. Многие первоклассники с нетерпением ожидали дня, когда родители принесут из магазина новенький портфель, и спешили поскорее заполнить его чистыми тетрадками, ручками и карандашами. Первое время ученик относился к портфелю бережно, с гордостью пронося его мимо малышей, но вскоре предмет зависти превращался в обычную сумку для переноски тяжестей.

Портфели, которые носили в шестидесятые годы прошлого века были сделаны из необычного материала: и не кожа, и не заменитель ее. На сгибах и изломах видна бумага. Портфели изготавливали из коленкора. Коленкор – это покровный переплетный материал на тканевой основе со специальным покровным слоем.

В семидесятые годы уже пользовались ранцем. И это можно увидеть на старых школьных фотографиях. Изготавливали ранцы из дерматина и других, заменяющих кожу материалов, зато они стали более яркими и разноцветными.

В 80–е годы стали появляться портфели необычной формы. До этого были горизонтальные с двумя (или одним) замками, а теперь школьники гордо несли в школу новинку – вертикальные сумки с ремешком через плечо. Старшеклассники (с 7 по 11 класс) во второй половине 80–х обзавелись «дипломатами» - жесткими узкими чемоданчиками черного или коричневого цвета. Дипломат (Кейс) — это узкая, коробкообразная сумка, сделанная из винила или кожи с ручкой на конце. Используется в основном для переноски бумаг и других документов. У дипломата были преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести то, что тетради и учебники в жестком «чемоданчике», не мялись, а к недостаткам – то, что раскрыть его на улице, чтобы достать нужную вещь, было крайне неудобно.

На смену дипломатам в конце 80–х – в 90–х годах в моду вошли сумки, дамские или спортивные (у юношей). Младшие школьники по-прежнему носили ранцы и портфели.

С конца 90–х и по настоящее время школьники носят рюкзаки, которые упрочили свои позиции в качестве школьной сумки.

  1. Основные санитарно-эпидемиологические требования к весу портфеля ученика

Осанка – это положение тела во время ходьбы, сидения, стояния. У человека с правильной осанкой стройная, красивая фигура: спина прямая, плечи развёрнуты, голова приподнята, живот втянут. При неправильной осанке плечи и голова опущены, спина сутулая, живот выпячен, колени согнуты.

Правильная осанка не только делает человека стройным и красивым. При правильной осанке происходит нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу. Выработке правильной осанки способствуют утренняя зарядка, подвижные игры, спорт.

Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. Не последнюю роль в этом играет и вес школьного портфеля.

Согласно СаПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в Образовательных организациях, а также в Единых санитарно-эпидемиологических требованиях к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору, отмечено, что все ранцы без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 граммов.

В тоже время, ортопедические нормы ограничивают вес школьного рюкзака от 10 до 15% от веса школьника. Но в 2010 были утверждены новые требования к весу учебников и письменных принадлежностей – он не должен превышать для учащихся:

- 1-2 х классов – 1,5 кг.

- 3-4 х классов – 2 кг.

- 5-6 х классов – 2,5 кг.

- 7-8 х классов – 3,5 кг.

- 9-11 х классов – 4 кг.

5. Исследование веса портфеля и анкетирование одноклассников

Изучив данные факты, я решила узнать, как же обстоят дела с весом портфелей в нашем классе?

Для этого я провела исследование. В выбранный день, перед уроками, мы взвешивали наполненные, а затем пустые портфели моих одноклассников. И вот какие результаты у нас получились.

hello_html_m19e7dd73.png

Только 2 портфеля из 22 соответствуют весу, указанному в санитарных правилах. Все остальные портфели имеют значительный больший вес.

Оказывается, что большинство учеников моего класса носят портфель тяжелее, чем можно. Меня это очень обеспокоило, и я решила продолжить своё исследование. Школьный фельдшер проверила осанку ребят и сравнила результаты с теми, которые были на момент поступления в 1 класс. Оказалось, что у 20% детей отмечено нарушение осанки. Нарушение осанки - это очень серьёзно. Мы растем, и исправить  её становится всё труднее. Правильная осанка формируется с первых лет жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет. Теперь можно с уверенностью сказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью ученика. Моя гипотеза подтвердилась.

Получается, что большинство детей в нашем классе из-за тяжёлого портфеля могут потерять здоровье.

Я решила узнать мнение о собственных портфелях у своих одноклассников. Ребятам были заданы 3 вопроса.

  1. Кто несёт портфель от школы до дома и от дома до школы?

  2. Каким ты считаешь вес своего портфеля?

  3. Бывают ли у тебя боли в спине после ношения портфеля?

Выяснилось, что 5 ребят признались в том, что взрослые помогают им нести портфель, 20 учеников ответили, что портфель несут всегда самостоятельно. Тяжёлым считают свой портфель 10 обучающихся, лёгким – 6, нормальным – 9 человек. Также, оказалось, что у 8 детей из 25 бывают боли в спине после ношения портфеля.

Проанализировав результаты анкетирования, я разработала рекомендации по снижению веса портфеля.

    1. Основные рекомендации по снижению веса портфеля

1. При выборе портфеля учитывать  его вес;

2. Заменить тяжёлый пенал лёгким;

3. Не носить в школу лишних вещей;

4. Договариваться с соседом по парте о возможности носить один учебник на двоих.

А на родительском собрании было принято решение оставлять в классе принадлежности для уроков технологии и ИЗО, что несомненно облегчит вес наших портфелей.

    1. Рекомендации при выборе «правильного» портфеля для будущих первоклассников

После своего исследования, я подумала, как бы было здорово, если бы родители будущих первоклассников сразу покупали «правильный» портфель своим детям и решила разработать памятку по выбору портфеля, которая выдаётся родителям будущих первоклассников нашей школы.

Каким же портфель должен быть, чтобы заботиться о здоровье, долго служить и радовать глаз?

  • Легким – содержимое портфеля и без того имеет внушительный вес.

  • Плотно прилегать к спине, задняя стенка должна быть укрепленной, с мягкой прокладкой.

  • Иметь прочные широкие лямочки. Узкие ремешки будут врезаться в плечи и причинять боль.

  • Хорошо сохранять форму. В противном случае тетрадки и учебники в нем будут мяться, груз будет распределяться неравномерно, да и прослужит такой рюкзак недолго.

  • Иметь надежные, но не очень тугие застежки. Такие, чтобы, с одной стороны, не расстегивались постоянно, а с другой - были по силам слабым детским ручкам. Иметь удобную крепкую ручку.

  • Прочным. Вынести школьному портфелю предстоит немало.

  • Изготовлен из легко моющегося материала. Чтобы можно было удалить любые загрязнения.

  • Обеспечивать безопасность ребенка на дороге. Для этого, на современных ранцах делают вставки из специальных ярких, отражающих свет материалов.

    1. Заключение

Работая над темой исследования, я пришла к выводу, что основой всего является здоровье. Тяжелый портфель за плечами школьника – это реальная опасность для сердечно-сосудистой системы и состояния опорно-двигательного аппарата ребенка. Осанку школьникам портят портфели, чей вес не соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

Здоровье учеников зависит от многих факторов, на многие мы не в состоянии повлиять. Но сделать все возможное для того чтобы изменить то, что мы можем изменить вполне по силам взрослым.

Одну я заметила здесь параллель:

Чем легче портфель, тем мне веселей.

А если тяжелый портфель у меня,

То грустной хожу я целых пол дня!

    1. Список литературы

  1. «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования»

  2. «Здоровье детей России» А.М.Баранов – М. 2000

  3. «Здоровье младшего школьника» М.В.Антропова – М. «Вентана- Граф» 2007.

  4. http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/12/22/issledovatelskaya-rabota-po-teme-ves-shkolnogo-portfelya-i-ego-vliyanie-na

  5. http://www.openclass.ru/node/342457

  6. http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/03/14/istoriya-shkolnogo-portfelya

  7. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. М.: «Русский язык», 1989

  8. Сайт молодых родителей [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://posobie.info/viewtopic.php?t=14873

  9. Санитарно-гигиенические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02. Издание официальное. – М.: Федеральный центр госэпиднадзора Минздрава России, 2003. –  51с.

  10. «Справочник классного руководителя» М. «ВАКО»2007

  11. Савенков, Методика исследовательского обучения младших школьников, А.И.Савенков, М.: Учебная литература, 2008, 205 с.

  12. Телеканал «Россия» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://old.rutv.ru/broad?rubric_id=30&brand_id=26572&broad=35730&sch_duble=6

  13. Универсальный словарь по русскому языку. – СПб.: ИГ «Весь», 2009.

infourok.ru

Эволюция школьного портфеля: 1960-1980-е

Школьные годы нередко становятся предметом приятных воспоминаний, ведь именно в школе многое происходит впервые. При этом у каждого времени всегда существуют свои отличительные черты и характерные особенности, которые зачастую являются незначительными, на первый взгляд, мелочами, и живут как данность в наших воспоминаниях. В преддверии Дня знаний команда Города+ решила взглянуть на историю развития отечественного среднего образования с необычной стороны – мы пообщались с петербуржцами, которые учились в разные годы, и собрали рассказы о содержимом их школьных портфелей и школьной форме, а также узнали, в какие игры они играли. В этом материале - история школьной жизни 1960-1980-х годов, вторая часть истории охватывает период 1990-2010-х. 
1960-е

«В старших классах директриса гонялась за теми, кто пришел в «клешах» (расклешенных брюках -  прим. Город+). Из-за них можно было и правда вылететь из школы. Но зато каждый сантиметр «клешей», как у The Beatles , был существенным плюсом к школьному авторитету. В то время было совершенно нормально подойти к однокласснику и спросить: «Сколько у тебя сантиметров? Тридцать? Ого, а у меня 27!» Эти цифры как будто определяли твое местоположение в школьной иерархии», - вспоминает Алексей Чаплыгин.

Школьные принадлежности: В начале десятилетия в школах дети писали перьями, например, «Пионер» (был удобен для чистописания) или «Уточка» (для более быстрого письма). Позже появилась, так называя, «вечная ручка» - она заправлялась чернилами с помощью специального поршня. Кроме этого, в школьном портфеле обязательно лежала «непроливайка». Как понятно из названия - это чернильница, из которой не должна была выливаться жидкость даже при встряхивании. Частенько, правда, это приспособление давало сбой, и содержимое ранца или кармана пропитывалось едкой темно-синей жидкостью. В конце 60-х – начале 70-х появились шариковые ручки. Тогда считалось, что они могут негативно повлиять на почерк ребенка, но в итоге их функциональные преимущества победили все сомнения скептиков. Письменные принадлежности (ручки и непроливайки) можно было положить в специальные выемки на парте. Столы, кстати, были не плоские, как сейчас, а под наклоном. Грохот крышек этих деревянных парт вспоминают многие школьники 60-х. Несмотря на то, что перед началом каждого учебного года их покрывали краской и приводили тем самым в порядок, все равно проступали всевозможные надписи, которые поколения школьников старательно вырезали ножом (оставляя таким образом свой след в истории). 

В младшие классы ребята ходили чаще всего с портфелем - ранцы считались настоящей роскошью и предметом гордости. Позже, к концу 60-х, в моду вошли черные папки с молнией. У мальчишек они пользовались особой любовью еще и потому, что ими было удобно драться на переменах.

Кроме этого, в младшей школе для вычислений пользовались счетными палочками. Отличительная особенность была в том, что раньше они изготовлялись из дерева, а в 60-е палочки стали делать из пластмассы. Также у ребят были специальные «кассы» для чтения – это было сшитое бабушкой или мамой полотнище с небольшими карманами, куда вставлялись бумажные буквы, из них в итоге складывались слова. Еще стоит отметить, что в отличие от практики современных школ, в то время школьникам задавали на дом довольно много – первоклашки не были исключением, им даже ставили оценки в дневник и журнал. Учились, кстати, в это время в две смены (школ на всех детей не хватало).

Школьная форма и внешний вид: В начале 60-х годов изменилась форма у мальчиков – послевоенные гимнастерки темно-серого цвета уступили место серым костюмчикам. У девочек же внешний вид остался прежним – атласные банты и коричневые платья с черным передником в обычные дни и с белым в праздничные. Также нужно было носить хлопковые белые гольфы (для девочек), пионерский галстук и значки (в школе посвящали в октябрята, затем в пионеры, а в старших классах – в Комсомол). В холодное время теплые вещи надевать на форму не разрешалось – кофты носили под платьем или пиджаком. Кстати говоря, использовать косметику и красить волосы девочкам было строго запрещено. Даже выгоревшие на солнце за лето локоны вызывали вопросы у учителей и директора. Как у современных школьников, в то время тоже была необходима сменка (с собой носили тапочки). Она неизменно лежала в сшитом вручную сатиновом мешке с биркой, где была указана фамилия ученика. 

Школьные забавы: Дети, которые учились в школе в 60-е, играли в самые обыкновенные игры – скакали на скакалке, кидали мяч и бегали в пятнашки. Примечательно, что время на переменах в основном использовали для общения – болтали друг с другом или готовились к следующему уроку (читали параграф или списывали задачку у товарища).

Дух времени: Интересно, что советская идеология и события «холодной войны» играли отнюдь не главную роль в жизни школьников 60-х. По воспоминаниям петербуржцев, Америка и «Карибский кризис» были также далеки от детских проблем, как и планета Марс. В свою очередь полет Гагарина в космос хоть и широко обсуждался и был удивительным и радостным событием, но, вопреки мифам, после этого мальчишки не побежали поголовно записываться в космонавты. 

1970-е

«В мои школьные годы практиковалось дежурство классов по школе. Оно длилось неделю: дежурный класс рисовал стенгазету, следил за порядком в коридорах, мы выдавали номерки в гардеробе и разливали суп в столовой. Мы переживали за все и отвечали друг за друга: песочили отстающих на школьных собраниях и потом подтягивали их усилиями отличников и хорошистов; делали своими руками подарки для ветеранов и военнослужащих, собирали посылки к празднику африканским детям. Школа была важной частью жизни - большая часть одноклассников жила со мной в одном дворе, и все время мы проводили в одной компании», - вспоминает Анна Икатова. 

Школьные принадлежности: В начале 70-х школьники продолжали носить учебники в портфелях на длинном ремне и с застежкой посередине. Почти все они были одинаковые: цветные портфели были редкостью, а привычные коричневые и черные сумки мало кому нравились, и к середине 70-х их заменили ранцы. Для младших школьников их делали разноцветными, с изображениями Карлсона, Винни-Пуха и льва Бонифация. По своему устройству ранец был похож на портфель, но его можно было надеть на плечи и носить за спиной, как делают современные школьники: одну длинную лямку на портфеле заменили два узких ремня. Считалось, что носить школьные учебники за плечами полезнее для осанки. Только вот никаких эрногомичных и анатомически выверенных спинок у таких ранцев не было, поэтому он свисал на разболтанных ремнях и стукал по копчику мальчишек, которые носились по коридорам. 

К концу семидесятых у школьников стали популярны твердые остроугольные чемоданчики-дипломаты. Внутри не было разных отделений для учебников и тетрадей, только на одной стенке с внутренней стороны были маленькие вертикальные чехлы, куда вставлялись ручка и карандаш; и прозрачные кармашки. Взрослые их использовали для хранения удостоверений и визитных карточек, а школьники - для пионерских билетов, драгоценных записок и шпор. Такие чемоданчики носили в одной руке, поэтому учителя пытались избавить школу от дипломатов: это портит осанку. Нарушители вызывались на ковер к завучу, но эти чемоданчики были популярны в основном у старших школьников, на которых такие беседы действовали мало. А младшие школьники, которым все-таки повезло носить дипломат, утверждали, что с горки на нем кататься гораздо лучше, чем на мягком ранце; однако ранцы были куда более полезны в мальчишеской потасовке: их можно было раскручивать за ремни и метать на манер молота.

В 70-е годы школьники Петербурга перешли на шариковые ручки и отказались от чернильниц, стальных перьев и промокашек. Учебная мебель тоже стала другая: сдвоенные скамьи с наклонными столами заменили прямые парты, за которыми ученики сидели на разных стульях.

Школьная форма и внешний вид: В семидесятые годы снова изменилась школьная форма для мальчиков: серые костюмчики 60-х заменили зауженные синие брюки и свободная куртка такого же цвета, которая была короче пиджака и застегивалась на белые металлические пуговицы. На рукаве квадратной куртки была мягкая пластмассовая нашивка с рисунком книги и восходящего над ней солнца. Краска с таких нашивок стиралась очень быстро, поэтому их отпарывали. Школьные платья девочек остались прежними, но старшие ученицы подшивали подол, превращая строгое платье до колен в мини. Учителя старой закалки могли сделать выговор, но в целом к таким ухищрениям относились спокойно, если длина не была очень уж экстремальной. В волосы вместо атласных бантов стали вплетать капроновые, которые меньше пачкались, лучше держали форму и поэтому были более практичными.

Школьные забавы: Школьники 70-х коллекционировали карманные календарики и открытки-«переливашки», на которых картинка была объемной и менялась в зависимости от угла зрения. Девочки играли в «резиночки»: две из участниц натягивали на лодыжки обыкновенную резинку для штанов, которая продавалась в галантереях, а третья прыгала через нее. «Всего было семь уровней: резинка поднималась, когда прыгунья переходила на следующий. На каждом этапе необходимо прыгнуть десятью разными способами. На последнем уровне нужно было прыгать через резинку, натянутую на шеи подруг, но я не помню, чтобы до него кто-нибудь дошел, - рассказывает Дарья Грапонова. - Мальчишки тоже прыгали, но очень редко и больше для смеха: они быстро выходили из игры, потому что у них не получалось высоко поднимать ноги. Среди них в мои младшие школьные годы были популярны игры по мотивам «Трех мушкетеров», а еще «сифа», которая очень раздражала учителей».

«Сифа» - это своеобразные догонялки, в которых осаливать друг друга нужно было мокрой тряпкой, еще лучше - мелованной. Она оставляла восхитительные разводы на синих костюмах пострадавших. Игра всегда начиналась неожиданно. Кто-нибудь из мальчишек хватал тряпку и с криком «Сифа!» запускал ее в ближайшего однокашника. Возглас «сифа» означал, что на товарища поставлено клеймо «сифилитика». Неясно, насколько серьезно ребята относились к такому званию, но смиряться с прозвищем «сифы» до конца дня никому не хотелось, поэтому тряпка быстро летала по классу, пока не звенел звонок.

1980-ые

«Когда в 1981-ом году наша семья переехала из военного городка, который находился на территории Украины, в Ленинград, то я с удивлением обнаружила, что здесь в школьных классах уже не первый год стоят прямые парты (а не деревянные с наклоном, как раньше), и дети пишут не чернильными ручками, а шариковыми. В Ленинграде все было современней на тот момент, чем в других городах Советского союза, это сразу бросалось в глаза. По этой причине, кстати, для меня потеряли свою актуальность тетради с листом «промокашки» - «промокашка» была нужна, чтобы промокнуть чернильную кляксу и избежать грязи, а поскольку шариковые ручки были намного удобнее в плане чистоплотности письма, то и промакивать стало нечего», - вспоминает петербурженка Екатерина Митрофанова. 

Школьные принадлежности: В 80-е из школьного пенала исчез циркуль «козья ножка», который раньше был у каждого школьника. Он считался очень дешевым (стоил около 3-5 копеек) и в итоге был заменен на обычный и привычный нам по форме циркуль. Предмет, кстати, получил такое название из-за своего внешнего вида – в специальное отверстие под углом вставлялся простой карандаш, которым и чертилась окружность. Также потеряла былую востребованность логарифмическая линейка. По воспоминаниям людей, учившихся в это время, учителя все еще показывали, как с ней обращаться, но не заставляли применять на уроках во время вычислений. Похожая участь ждала и сборник таблиц Брадиса, благодаря которому можно было быстро определить синус, косинус, тангенс или котангенс и прочие математические значения. К концу 80-х годов ученики уже начали использовать на уроках простые калькуляторы.

Учебники в школе годами не менялись, поэтому переходили от одного поколения другому (по этой причине у родителей перед 1 сентября могла не болеть голова о покупке новых книг). У каждого первоклассника в обязательном порядке был Букварь, где одной из первых фраз была знаменитая «Мама мыла раму». Оборачивают их, как и раньше, в бумажные или пластиковые обложки. 

Школьная форма и внешний вид: Школьная форма в 80-е претерпела ряд изменений. В середине десятилетия было решено, что старшеклассники должны носить синие костюмы – для девочек была введена синяя юбка и пиджак, для мальчиков – синий пиджак. Таким образом, скучные коричневые платья (которые носили с белым передником в праздники и с черным в будни, а также с манжетами и воротничками) ушли на второй план. Так дух эпохи «Перестройки», считают школьники 80-х, добрался и до школьных коридоров и классов. Кроме того, в качестве сменки дети носили войлочные тапки, на которых с удовольствием катались и скользили по коридорам и рекреациям. Обувь на резиновой подошве  была запрещена, потому что оставляла черные полоски на полу.

Еще в моде в это время были шапки «петушки» (не все их могли достать, поэтому головной убор с кисточкой на макушке считался пределом мечтаний школьника), а также сумки-дипломаты, затмившие ранцы и портфели. Также в 80-е заканчивается эпоха атласных белых бантов, которые старательно заплетали мамы и бабушки девочкам в косы – на их место приходит хорошо известная нам сейчас резинка для волос.  

Школьные сокровища: В свободное от уроков время школьники 80-х активно коллекционировали фантики, марки и вкладыши, при чем последними играли на переменках примерно так же, как и кэпсами в 2000-х годах (кто больше вкладышей перевернет, тот и забирает себе выигрыш). Для «трофеев» заводили целые альбомы, а за коллекцией одноклассников пристально следили. Тематические наборы марок покупались на почте, стоили они, кстати, немало – около 30 копеек (в то время как на обед школьнику давали около 20 копеек). 

У девочек были очень популярны самодельные анкеты, основой для которых чаще всего становились тетради в 48 листов. Вопросы внутри были весьма стандартные (например, ваш любимый цвет или книга?), но попадались и листы с так называемым «сюрпризом» - аккуратно завернутая страница, открыв которую можно было прочитать приятное пожелание. Также в моде были самодельные песенники, которыми было принято делиться с друзьями и переписывать друг у друга популярные песни (например, Аллы Пугачевой или Софии Ротару).

Школьные забавы: «В младших и средних классах мы играли в «резиночку» и классики. Причем в классиках вместо небольшого камня, который обычно бросается на клетки с цифрами, мы использовали маленькую жестяную баночку из-под гуталина – так называемая «бита» или «битка». Кидали именно ее, потому что она была оптимальных размеров (удобно лежала в руке), а также плюс был в том, что баночку можно было «утяжелить», заполнив песком или землей. Каждая девочка стремилась иметь личную «битку», потому что «проверенный временем» инструмент, «заточенный» под себя, увеличивал шансы на выигрыш», - рассказывает Надежда Вернова.

Мальчики же в это время играли в другие игры, не менее подвижные, например, «Слон». Смысл забавы был предельно прост: участники делятся на две команды. По жеребьевке выбирается «слон» - он становится на четвереньки, а в это время товарищи по команде перепрыгивают его, стараясь «улететь» как можно дальше – в итоге образуется живая цепочка из ребят. Задача второй команды – забраться им на спины, да так, чтобы поместились все участники. Потом «слон» и его команда оживают и делают круг почета по коридору, в это время ребята, сидящие на спинах, должны держаться и не падать, чтобы не начинать все сначала.

Продолжение истории - уроки без учебников, тамагочи, полосатые гетры и мобильные с ИК-портом в следующем материале «Эволюция школьного портфеля».

Текст: Д. Маташина, А. Воронкова/Город+

Фото: sh288.krgv.gov.spb.ru; Гимназия № 85 Санкт-Петербурга/vk.com; womanwiki.ru; С. Фридлянд.

www.gorod-plus.tv


Смотрите также