Планирование по физической культуре: "Туристская подготовка". Конспект урока. Конкурс укладка рюкзака


Планирование по физической культуре: "Туристская подготовка". Конспект урока

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа

Пояснительная записка.

В условиях перехода общеобразовательных учреждений на трехразовые занятия проведения уроков физкультуры, предлагаем вашему вниманию разработки уроков для 5–6 классов. В нашей гимназии, где есть традиции в организации внеклассной работы по туризму и школе безопасности, эти уроки помогут повысить уровень подготовки учащихся к соревнованиям, дадут им жизненно необходимые знания и умения в ориентировании на местности, умению пользоваться компасом, устанавливать палатку, разжигать костер, знать правила поведения в походе, преодолевать препятствия.

В связи с погодными особенностями Крайнего Севера уроки проводятся в спортивном зале, при улучшении погодных условий занятия проводятся на открытом воздухе.

Поурочные задачи обучения.

1 урок.

1. Обучение установки палатки. 2. Разведение костра. Укладка растопки для разведения костра шалашом и колодцем. 3. Кросс 400 м. 4. ОРУ (общеразвивающие упражнения) в парах. 5. Полоса препятствий: переправа по бревну, перелезание через препятствия, “паутина”, лазание по гимнастической стенке, тоннель, переправа по кочкам. 6. Обучение вязке узлов: прямой узел.

2 урок.

1. Кросс 400 м. 2. ОРУ в движении. 3. Переноска пострадавшего в парах. 4. Повторить правила установки палатки по отделениям из 5–6 человек. 5. Укладка растопки для разведения костра. 6. Вязка пройденного узла.

3 урок.

1.Обучение укладке рюкзака. 2.Кросс 500 м. 3.ОРУ в движении. 4. Установка палатки на время по отделениям из 5–6 человек. 5. Обучение вязке узла "проводник". 6. Игра “чехарда”.

4 урок.

1. Знакомство с устройством компаса. Обучение определению сторон горизонта и азимута на местный предмет. 2. Кросс 300 м. 3. ОРУ в парах. 4. Работа по станциям: а) установка палатки; б) укладка рюкзака; в) вязка узлов: прямой, проводник; г) игра в волейбол в кругу.

5 урок.

1. Обучение вязке узлов: восьмерка, проводник, булинь. 2. Определение азимута на местный предмет. Вдоль стены стоят кегли на расстоянии 1 м. Стоя в центре зала, с компасом в руках и карточкой, на которой указан азимут, определить, под какой кеглей находится жетон. 3. Повторить пройденные узлы: проводник, прямой, восьмерка проводник, булинь. 4. Кросс 400 м. . 5. Разминка в парах. 6. Игра в волейбол в кругу.

6 урок.

1.Условные знаки спортивных карт: масштабные, линейные, внемасштабные, знаки обозначения дистанции по спортивному ориентированию. 2.Повторить вязку пройденных узлов. 3. Определения на глаз расстояния до предмета.

7 урок.

1.Обучение определения азимута со старта на КП (контрольный пункт) по карте. 2. Определение расстояния, используя метод подсчета шагов. 3. Тестирование по карточкам на знание топографических знаков.

8 урок.

1. Повторить определение азимута по карте с КП на КП. 2. Повторить правила установки палатки. 3. Вязка узлов: прямой, проводник, восьмерка проводник, булинь.

9 урок. Обобщение пройденного материала по теме туристская подготовка. Урок-соревнование: работа по станциям.

1. Установка палатки на время. 2. Укладка дров любым способом для разведения костра. 3. Вязка узлов. 4. Определение азимута по карте и на предмет. 5. Определение азимута на оценку.

10 урок Туристический слет проводится с 6–16 сентября. Участвуют все параллели классов с 1–11кл.

Программа: 1. Полоса препятствий. 2. Соревнования по ориентированию на местности в заданном направлении. 3. Краеведение. 4. Оказание первой помощи пострадавшему. 5. Конкурс бивуаков. 6. Конкурс поваров. 7. Конкурс боевых листков. 8. Конкурс песни. Для начальной школы составляется упрощенная полоса препятствий и знакомство с основами туристкой техники.

Конспект открытого урока по физической культуре.

По теме: Обобщающий урок-соревнование по туристской подготовке.

Класс:5–6

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: рюкзак, туристическая палатка, дрова для костра, компасы, веревки.

Цель урока: закрепить полученные навыки по теме туристская подготовка.

Задачи урока:

1. Проверить усвоение знаний по туристским навыкам: в постановке палатки, укладке рюкзака, разведении костра, вязке узлов, определении азимута на предмет. 2. Развивать координационные качества средствами выполнения упражнений по туристской технике. 3. Воспитывать взаимопомощь, умение работать в группе.

Вводная часть 8 мин.

1. Построение, сообщение задач урока. 2. Рассказ о ходе урока-соревнования по туристским тропам. 3. Ходьба по полосе препятствий: кочки, барьеры, бревно, “паутина”, перелезание через препятствия. 4. ОРУ в движении. 5. Бег по полосе препятствий

Основная часть 25 мин.

1. Разделить класс на отделения, в каждом отделении должно быть 5–6 человек. Назначить судей на каждую станцию из числа учащихся класса. Провести краткий инструктаж по судейству соревнований. Выбрать капитанов команд. Объяснить задания на каждой станции. Выдать маршрутный лист (таблица 1).

Таблица 1.

Маршрутный лист.

Задание

Время

Штрафные баллы

Оценка за исполнение

Место

Установка палатки

       

Укладка рюкзака, костер

       

Вязка узлов

       

Определение азимута

       

Станция 1. Установка и сборка палатки на время. Методические рекомендации: выполнять имитацию крепления колышков в землю. Судьи держат стойки. Выполнять задание на время. За 1 место – 5 баллов, за 2 место – 4 балла и т.д.

Станция 2. Укладка рюкзака и растопки для разведения костра. Методические рекомендации: оценивать правильность исполнения. Для укладки рюкзака предложить набор вещей необходимых и ненужных для похода. За правильное выполнение задания команда получает – 5 баллов.

Станция 3. Вязка узлов. Каждый член команды завязывает один из пройденных узлов. За каждый правильный узел команда получает 1 балл.

Станция 4. Определение азимута на предмет. Каждый член команды получает задание взять азимут на определенный предмет. За каждый правильный азимут команда получает 1 балл.

Заключительная часть 7 мин.

1. Подведение итогов урока. Если команда получила за исполнение упражнения оценку 5 по 2 видам и установила палатку не более чем за 2 мин., то вся команда получает оценку 5. Оценка 4 ставится, если за 2 вида стоит оценка 4 и есть штрафные баллы за постановку палатки. Учащиеся могут быть отмечены судьями за хорошую работу и отдельно от команды получить оценку.

2. Игра на внимание: команде на 30 сек. показывают карточку c 10 топографическими знаками (таблица 2). Учащиеся должны назвать показанные топографические знаки.

Таблица 2.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Тропа испытаний (школьный туристский слет для 5–11-х классов)

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Введение

Туристский слёт – одна из самых действенных форм пропаганды туризма и здорового образа жизни, повышения физического развития школьников и укрепления их здоровья, организации досуга молодёжи.

Главная притягательная сила туристского слёта – общение с природой, друзьями, а так же элементы соревнований.

Одним из главных мероприятий слёта является полоса препятствий – самый зрелищный и динамичный вид дистанции в соревнованиях по туризму, который позволяет ребятам показать свою физическую подготовленность, сноровку, смекалку, обрести новые умения, навыки и уверенность в собственных силах.

Туристский слёт самое любимое, интересное и массовое внеклассное мероприятие, которое пользуется большой популярностью у детей и взрослых нашей гимназии.

Традиционно проводим слёт в сентябре ко Дню рождения гимназии в лесопарковой зоне. Затем, как продолжение слета – конкурс поделок из природного материала “Краски осени” и фотовыставка “Наш любимый туристский слёт!”.

Успех этого мероприятия в значительной мере определяется своевременной и чёткой подготовкой.

Заранее формируется оргкомитет, разрабатывается Положение о соревновании и утверждается на заседании творческой лаборатории учителей физической культуры и ОБЖ.

Предварительно идет подготовка команд и инструкторов для этапов (учителя – предметники, руководители кружков и спортивных секций). Для команд – консультации и практические занятия по установке палатки, укладке рюкзака, определения азимута, ориентирования на местности, вязке узлов. Перед началом соревнований проводится инструктаж по технике безопасности и бережном отношении к природе.

Положение о школьном туристском слёте “Тропа испытаний”

1. Цели и задачи

  • Формирование у учащихся здорового образа жизни
  • Сохранение и укрепление здоровья детей
  • Развитие мотивации к занятиям спортивным туризмом и создание условий для творческого и спортивного мастерства у учащихся
  • Расширение двигательного опыта посредством соревновательной деятельности
  • Развитие ответственности, сплоченности, коллективизма

2. Время и место проведения

Слет проводится_____ сентября 20___г. в лесопарковой зоне. Сбор участников во дворе школы. Торжественная линейка (с представлением команд, сдачей рапорта гл. судье соревнований и вручением маршрутных листов) в 10.00 ч. Затем организованный выход колонной к месту соревнований.

3. Участники слёта

Учащиеся 5–11-х классов в полном составе с классными руководителями, преподаватели гимназии, родители. Для прохождения туристической полосы препятствий необходима команда из 8 человек (не менее 3 девочек), допущенных к занятиям физической культурой.

4. Руководство подготовкой и проведением

Подготовкой слёта руководит оргкомитет во главе с заместителем директора по воспитательной работе. Непосредственное проведение слёта возлагается на судейскую коллегию, утвержденную творческой лабораторией учителей физической культуры и ОБЖ.

Главный судья ____________________________, главный секретарь _________________________, судьи на этапах ____________________________.

5. Программа слёта

Программой слёта предусмотрено проведение:

  • туристской полосы препятствий
  • конкурс туристской песни
  • конкурс “Лучший бивак”
  • конкурс фотографий
  • краеведческая викторина

6. Условия приема участников

Команды размещаются в полевых условиях. Классам необходимо иметь запас продуктов и питьевой воды на один день, снаряжение для обустройства бивака. Снаряжение для участия в полосе препятствий команды получают на месте соревнований. Для этапа “разжигание костра” дрова команда приносит с собой. Разведение костра у биваков организуется с учётом природоохранных мер и техники безопасности. По окончании слёта мусор с места пребывания класса упаковывается в полиэтиленовые мешки и уносится самостоятельно.

7. Определение результатов

Общекомандный зачёт проводится по наименьшей сумме мест, полученных в отдельных видах программы (в каждой группе отдельно). В случае равенства результатов предпочтение отдается классу, показавшему лучший результат в полосе препятствий.

8. Награждение

Победители и призёры в отдельных видах программы и в общекомандном зачёте награждаются грамотами и призами (по возрастным группам).

Условия проведения соревнований

1. Туристская полоса препятствий

5–6-й класс – дистанция до 300 м:

  • Собери рюкзак
  • Символы карты
  • Ров чудовищ
  • Загадки леса
  • “Паутина”
  • Аптека на корню
  • Разжигание костра
  • Лечебница Айболита
7–11-й класс – дистанция до 500 м:
  • Установка и снятие палатки
  • Укладка рюкзака
  • Зачёт по топографии
  • Переправа способом “маятник”
  • Азимут
  • “Мышеловка”
  • Разжигание костра
  • Переправа по бревну
  • Вязка узлов
  • Оказание доврачебной помощи

Команда от старта до финиша движется строго по заданному маршруту (согласно маршрутному листу (Приложение 1, Приложение 2)). На каждом этапе в маршрутном листе фиксируется штрафное время. Результат команды определяется по времени, затраченному на преодоление полосы препятствий, и штрафному времени, полученному за ошибки на этапах. Место старта и финиша совмещено (размечено маркировкой).

Характеристика этапов, требования по их организации и судейству для 5–6-х классов

На дистанции участникам не выставляются штрафы, судья задерживает команду до исправления ошибки. На этапах, где необходимо участникам продемонстрировать свою эрудицию и знания о природе, экологии – команде начисляются поощрительные очки. Правильный ответ – 2 очка; за неполный – 1; ноль очков получает команда, не ответившая на вопросы; за полный, интересный, исчерпывающий ответ команде начисляется ещё поощрительные 2 очка. Набранные командой очки, учитываются при подведении итогов.

Результат команды определяется временем прохождения полосы препятствий (с учётом набранных очков) и суммой мест в конкурсных испытаниях.

Укладка рюкзака

Требуется правильно уложить рюкзак, заполнив углы и разместив тяжелые вещи так, чтобы рюкзак имел плоскую форму (к спине). Предметы первой необходимости должны быть сверху (кружка, ложка, аптечка, фонарик). Рюкзак и вещи – судейские. Если рюкзак уложен с ошибками, то команде даётся попытка на их устранение.

Символы карты

Каждый участник команды вытаскивает карточку с заданием. Если участник затрудняется ответить на вопрос, то может воспользоваться помощью команды (Рисунок 1).

Ров чудовищ

При помощи маятниковой верёвки необходимо преодолеть “ров чудовищ”. Для этого необходимо взявшись двумя руками за узел на конце верёвки (или ухват) и оттолкнувшись от одной линии “рва”, приземлиться за другой линией. Ноги при этом согнуть в коленях и подтянуть к груди. Ширина преодолеваемой зоны 2–3 метра, границы её обозначены маркировкой. Участник, сорвавшийся с верёвки или заступивший на ограничительную линию, возвращается на начало этапа и проходит его повторно.

Загадки леса

Каждый участник вытаскивает карточку с вопросом о природе и её обитателях или об ориентировании по природным признакам, об экологии и т. п. (Приложение 3). Если участник затрудняется ответить на вопрос, то может воспользоваться помощью команды.

“Паутина”

Каждый из участников команды проползает под растянутой сеткой. Участник, оказавшийся в “паутине” (задевший сетку головой или другими частями тела), проходит препятствие повторно.

Аптека на корню

Ребятам необходимо продемонстрировать свои знания о лекарственных растениях, их целебных свойствах и методах применения (Приложение 4).

Разжигание костра

Дрова для костра заготавливает команда. Не разрешается использовать легковоспламеняющиеся вещества, сухое горючее, бересту. Спички только обыкновенные. Разрешается прикрывать костёр от ветра и регулировать пламя при помощи палки. Нить, натянутая над костром должна быть пережжена.

Лечебница Айболита

На этапе команда вытаскивает карточку с указанием вида травмы и имитирует оказание доврачебной помощи.

Перечень травм и ситуаций, когда требуется доврачебная помощь: порез, ссадина, ушиб, в глаз попала соринка, укусила пчела (оса), тепловой или солнечный удар, из носа пошла кровь.

Оказание помощи демонстрируется на одном из участников команды. Материалы для оказания помощи – судейские.

Характеристика этапов, требования по их организации и судейству для 7–11-х классов Установка палатки и снятие палатки

Установленная палатка должна быть застегнута и не иметь складок на скатах, провисания конька. Если палатка установлена с ошибками, то команде даётся попытка на их устранение. Вместо попыток для устранения, по выбору команды, она может быть наказана штрафом. После снятия, палатка и принадлежности к ней должны быть уложены в чехол.

Штраф: – складки на скатах палатки – 30 сек – перекос стенки палатки – 30 сек – общий перекос палатки – 60 сек – забыта или не уложена одна из принадлежностей – 30 сек

Укладка рюкзака

Требуется правильно уложить рюкзак, заполнив углы и разместив тяжелые вещи так, чтобы рюкзак имел плоскую форму (к спине). Предметы первой необходимости должны быть сверху (кружка, ложка, аптечка, фонарик). Рюкзак и вещи – судейские.

Если рюкзак уложен с ошибками, то команде даётся попытка на их устранение. Вместо попыток для устранения, по выбору команды, она может быть наказана штрафом.

Штраф: – неправильная укладка рюкзака – 60 сек.

Зачёт по топографии

Каждая команда вытаскивает фрагмент спортивной карты. Необходимо “прочитать карту”, то есть показать на карте и назвать как можно больше условных знаков (Рисунок 2, Рисунок 3)

Штрафы: – неточное определение знака – 30 сек. – не определение топографического знака – 60 сек.

Переправа способом “маятник”

Веревка толщиной не менее 10 мм подвешивается к ветвям дерева. При помощи маятниковой веревки необходимо преодолеть предполагаемый овраг. Для этого необходимо взявшись двумя руками за узел на конце веревки (или ухват) и оттолкнувшись от одной линии, приземлиться за другой линией. Ноги при этом согнуть в коленях и подтянуть к груди. Ширина преодолеваемой зоны 2–3 метра (не более 4 м), границы её обозначены песком или маркировкой.

Штрафы: – заступ на преодолеваемую зону – 30 сек

Азимут

Один человек (по выбору команды) определяет азимут на ориентир указанный судьёй.

Штрафы: – ошибка до 30 – 30 сек – ошибка до 60 – 60 сек – ошибка 90 и более – 90 сек

“Мышеловка”

Каждый из участников команды проползает под растянутой сеткой.

Штрафы: – задевание сетки головой или другими частями тела – 30 сек

Разжигание костра

Дрова для костра заготавливает команда. Не разрешается использовать легковоспламеняющиеся вещества, сухое горючее, бересту. Спички только обыкновенные. Разрешается прикрывать костёр от ветра и регулировать пламя при помощи палки. Нить, натянутая над костром должна быть пережжена.

Штрафы:– использование запрещенных материалов – 30 сек – нить не пережжена – 90 сек

Переправа по бревну

Длина переправы до 5 м (бревно толщиной 20–30 см) через предполагаемый ручей. Необходимо переправиться по бревну и спрыгнуть (перешагнуть) за линию ограничения. Недопустимо нахождение на бревне сразу двух участников команды.

Штрафы: – выход за линию ограничения – 30 сек – срыв с бревна (двумя ногами) – 60 сек – двое на бревне – 90 сек

Вязка узлов

Каждый участник вытягивает карточку с названием узла и вяжет его. Перечень узлов: проводник, проводник восьмёрка, академический, прямой, брам-шкотовый, булинь, встречный. (Рисунок 3). Если узел выполнен с ошибкой, то участнику даётся попытка для её устранения.

Штрафы:– отсутствие контрольного узла – 30 сек – не расправленный узел – 30 сек – неправильно завязан или не завязан – 60 сек

Оказание доврачебной помощи

Перечень травм: – открытый перелом голени с кровотечением (задание для 9–11-х классов) – закрытый перелом голени без кровотечения (задание для 7–8-х классов)

Помощь по данному виду травмы оказывается одному из участников команды. Материалы для оказания помощи – судейские.

Штрафы:– неточности в оказании первой доврачебной помощи – 30 сек – неправильное положение пострадавшего при оказании помощи – 30 сек – неправильное применение медикаментов при обработке раны – 60 сек – неправильное наложение жгута – 90 сек – отсутствие записки о времени наложения жгута – 90 сек – неправильное наложение шины – 90 сек

2. Конкурс туристской песни

Проводится на большой поляне, где собираются все участники слёта, после прохождения полосы препятствий. Команда должна исполнить одну песню. Оценивается качество исполнения, соответствие теме, авторство, музыкальное сопровождение, оригинальность.

3. Конкурс “Лучший бивак”

Конкурс проходит в течение всего слёта. Оцениваются техническое качество разбивки бивака, соблюдение санитарно-гигиенических норм и отношение к охране природы, идейное и эстетическое оформление. Штрафные баллы начисляются за оставленный мусор после слёта, несоблюдение техники безопасности и правил поведения.

4. Конкурс фотографий

На конкурс команда представляет не более 5 фотографий (возможно с прошлого слёта) на туристскую тематику. Принимаются снимки размером не менее 18х24 см. На обратной стороне указываются: команда, автор, название фотографии. Оценивается идейная, художественная ценность и техническое состояние. Лучшие фотографии будут представлены на фотовыставке ко Дню рождения гимназии.

5. Краеведческая викторина

Проводится на поляне слёта. Участвуют 3 человека от команды. Вопросы по нескольким областям:

– история родного края – флора и фауна родного края – знаменитые люди – улицы родного города – достопримечательности города и края

Приложение 5

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Школьный туристский слет, ч.3

С.А. Афанасьева, А.В. Квитка, И.В. Левина, Я.Н. Легостаева, А.В. Лунева, А. В. Москинов, Н.А. Рамберг, Е.А. Шершебнева

ШКОЛЬНЫЙ ТУРИСТСКИЙ СЛЕТ часть 3

Туристские конкурсы на слетах

Туристские конкурсы проводятся для проверки туристских навыков участников. Некоторые из них могут стать этапами туристских дистанций (КТМ, ориентирование и др.), а могут составить отдельную программу (входящую или не входящую в общий зачет слета при подведении итогов). При включении какого-либо конкурса в туристскую дистанцию подведение итогов сводится, в основном, к подсчету штрафных баллов, набранных командой на этапе. А при включении их в конкурсную программу подведение итогов может быть самым разнообразным: подсчет премиальных баллов, сумма времени работы на конкурсе и штрафного времени, сумма штрафных баллов и даже субъективная оценка жюри. При этом место в общем зачете конкурсной программы может складываться из суммы мест на каждом конкурсе.

Возможные конкурсы

1. Постановка палатки

Оборудование: палатка, колышки, стойки, секундомер.

Задание: команда должна как можно быстрее и правильнее поставить палатку.

Подведение итогов: судья засекает время постановки палатки. При подведении итогов к этому времени прибавляется штрафное время за ошибки при постановке палатки. Побеждает команда, имеющая наименьшее общее время.

Штрафное время (1 балл = 30 секундам):

1. Палатка перекошена 3 балла

2. Стойки палатки стоят неровно 1 балл

3. Стенки и крыша палатки " провисают" 3 балла

4. Дно палатки плохо растянуто 1 балл

5. Не все растяжки закреплены колышками 1 балл

6. Вход в палатку не закрыт 1 балл

2. Укладка рюкзака

Оборудование: рюкзак, спальник (одеяло), 1 пара обуви, кружка, ложка, миска, 1 пакет с набором одежды, 4 банки консервов, 2 пластиковые бутылки с водой, секундомер.

Задание: один представитель от команды должен как можно быстрее и правильнее собрать рюкзак.

Подведение итогов: судья засекает время укладки рюкзака. При подведении итогов к этому времени прибавляется штрафное время за ошибки при укладке рюкзака. Побеждает участник, имеющий наименьшее общее время.

Штрафное время (1 балл = 30 секундам):

1. Рюкзак не стоит на земле, а валится на бок 1 балл

2. Если рюкзак потрясти- он начинает греметь 1 балл

3. Острые и жесткие вещи лежат там, где

рюкзак будет соприкасаться со спиной 3 балла

4. Рюкзак " кривой" 1 балл

5. Не застегнуты стяжки, карманы 1 балл

6. Рюкзак не завязан или не застегнут 1 балл

3. Конкурс " Костер"

Оборудование: костровые ямы со стойками и укрепленными на них проволокой и ниткой, секундомер.

Задание: команда из 2-х человек должна разжечь костер, используя природные средства, и пережечь нитку. Уровень дров в костре должен быть не выше проволоки. Команда приходит на конкурс со своими спичками и средствами для разжигания и поддержания костра.

Подведение итогов: судья засекает время выполнения задания. Побеждает команда, которая быстрее других справится с заданием.

4. Залезь в спальник

Оборудование: спальник, туристский коврик, секундомер.

Задание: один представитель команды должен как можно быстрее снять обувь, развернуть спальник, залезть в него, лечь на коврик, застегнуть спальник.

Подведение итогов: побеждает участник, выполнивший задание за наименьшее время.

5. Конкурс туристской песни

Задание: команда выставляет на конкурс 2 туристские песни по своему выбору.

Подведение итогов: итоги подводит жюри (не менее 3 человек). При подведении итогов учитывается:

1)   качество исполнения;

2)   соответствие песни туристической теме;

3)   массовость;

4)   самостоятельный аккомпанемент;

5)   авторство песни.

Каждый член жюри выставляет свою оценку команде в каждой номинации по пятибалльной системе, подсчитывается общая сумма баллов у каждого члена жюри, затем суммируется с оценками других судей. Победитель определяется по наибольшей сумме баллов.

6. Конкурс обедов

Задание: команда выставляет на конкурс 1 блюдо, которое можно приготовить в походе.

Подведение итогов: итоги подводит жюри (не менее 3 человек). При подведении итогов учитываются:

1)   вкусовые качества блюда;

2)   оформление и подача блюда;

3)   наличие рецепта;

4)   возможность приготовления данного блюда в походе;

5)   реклама блюда.

Каждый член жюри выставляет свою оценку команде в каждой номинации по пятибалльной системе, подсчитывается общая сумма баллов у каждого члена жюри, затем суммируется с оценками других судей. Победитель определяется по наибольшей сумме баллов.

7. Конкурс биваков (мест расположения групп на поляне слета)

Задание: постановка бивака за определенное время.

Подведение итогов: итоги подводит судейская бригада в количестве 2—3 человек. Побеждает команда, имеющая наименьшую сумму штрафов за допущенные ошибки.

Штрафы:

1. Мусор на поляне или в палатках 3 балла

2. Не снят дерн с кострового места 5 баллов

3. Расстояние от деревьев до костра менее 3-х метров 3 балла

4. Крона деревьев нависает над костром 5 баллов

5. Не соблюдаются правила хранения дерна 3 балла

6. Порубка или причинение ущерба зеленым насаждениям 10 баллов

7. Отсутствие удобного обеденного места, несоблюдение правил хранения продуктов, чистота используемой посуды 5 баллов

8. Отсутствие места для рубки дров, нарушение правил техники безопасности при рубке дров, разделке сушины, хранении колющих и режущих предметов 5 баллов

9. Отсутствие оформления бивака (ограждение, название и т.д.) 1 балл

10. Неудобное расположение палаток, нарушения в их постановке, разбросанные вещи 3 балла

8. Глазомерное определение расстояний

Оборудование: разноцветные флажки, рулетка для измерения расстояний.

Задание: одному представителю от команды необходимо на глаз определить расстояние до каждого из указанных флажков.

Подведение итогов: судья заранее ставит флажки на определенных расстояниях от данной точки (12 м, 23 м, 37 м и т.д.). За каждый метр ошибки участник получает 1 штрафной балл. Побеждает участник, набравший наименьшее количество штрафных баллов.

9. Определение азимута при помощи компаса

Оснащение: 10 разноцветных флажков, компас.

Задание: одному представителю от команды необходимо при помощи компаса определить азимут на каждый из указанных флажков.

Подведение итогов: судья заранее ставит флажки под определенным азимутом от данной точки ( 30 градусов, 45 градусов, 75 градусов и т.д.).

За каждые 5 градусов ошибки участник получает 1 штрафной балл. Побеждает участник, набравший наименьшее количество штрафных баллов.

10. Глазомерное определение высоты предмета

Оснащение: разноцветные предметы, рулетка для измерения высоты. В качестве предметов могут служить деревья, высота которых заранее определена.

Задание: одному представителю от команды необходимо на глаз определить высоту, на которой укреплены указанные предметы (или высоту деревьев).

Подведение итогов: судья заранее развешивает предметы на определенной высоте. За каждый метр ошибки участник получает 1 штрафной балл. Побеждает участник, набравший наименьшее количество штрафных баллов.

11. Топографические знаки

Оборудование: карточки с топознаками, ручки (карандаши).

Задание 1: каждый участник команды тянет карточку с топографическим знаком, он должен его расшифровать.

Подведение итогов: за правильный ответ участник получает 3 балла, за ответ с помощью команды 1 балл. Сумма баллов команды суммируется, победитель определяется по наибольшей сумме баллов.

Задание 2: команда получает карточку с несколькими топографическими знаками, которые необходимо расшифровать или нарисовать.

Подведение итогов: за каждый неправильно расшифрованный или нарисованный знак штраф 1 балл. Победитель определяется по наименьшей сумме штрафных баллов.

Количество знаков и их сложность определяется судьями.

12. Азимут (прочитай слово)

Оснащение: карточки с зашифрованными словами, стенд — ключ.

Задание: участнику команды предлагается расшифровать слово при помощи стенда — ключа, на котором каждой букве соответствует определенный азимут.

Подведение итогов: судья засекает время работы каждого участника. Победителем является участник, правильно определивший слово за наименьшее время.

Слет школы № _____

Азимут

Команда ________Карточка № ______

Азимут

Буква

1

45

 

2

285

 

3

255

 

4

210

 

5

75

 

6

60

 

Слово:

 

13. Туристские узлы

Оборудование: веревки для завязывания узлов, карточки с названием узла, секундомер, кроме того необходимо вывесить на поляне слета до начала конкурса "узлов" листок с информацией о возможных узлах и способах их завязывания.

Задание: участники команды вытягивают карточки с названием узла, который необходимо завязать. Количество карточек определяется по количеству участников команды, а узлы могут повторяться.

Подведение итогов: команда вяжет узлы одновременно. Судья засекает время работы всей команды. Победитель определяется по наименьшей сумме времени работы команды и штрафного времени. Правильность оценивает судья.

Штрафы (1 балл = 30 секундам):

Неправильно завязанный узел 3 балла

Отсутствие контрольных узлов 1 балл

Отказ от завязывания узла 5 баллов

14. Определение азимута на карте при помощи компаса

Оборудование: карточки с заданиями, компас.

Задание: одному представителю от команды необходимо при помощи компаса определить азимут на карте из указанной точки на указанные ориентиры.

Подведение итогов: судья заранее указывает на карте точку, от которой нужно определять азимут, и несколько ориентиров, на которые необходимо определить азимут. Контрольные азимуты определяет судейская бригада из 3 человек. За каждые 2 градуса ошибки участник получает 1 штрафной балл. Побеждает участник, набравший наименьшее количество штрафных баллов.

15. Оказание медицинской помощи

  • участники 10-12 лет

Оборудование: кроссворды по количеству участников или команд, ручки (карандаши), секундомер.

Задание: решить кроссворд как можно быстрее.

Подведение итогов: победителем является участник, правильно решивший кроссворд за наименьшее время; за каждое неразгаданное слово команда получает 3 штрафных балла.

По горизонтали: 1. Чем необходимо обработать царапину?

По вертикали: 2. Что необходимо удалить пинцетом? 3. Что необходимо нанести на раздраженную поверхность кожи? 4. Что необходимо удалить при укусе пчелы? 5. Что необходимо положить на поврежденное место при растяжении или ушибе? 6. Перевязочный материал. 7. Что поможет при насморке? 8. Чем обеспечить неподвижность суставов при переломе?

2

 

 

 

 

 

 

8

 

3

4

 

6

 

 

 

 

 

5

 

 

 

1

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ответы. По горизонтали: 1. Зеленка

По вертикали: 2. Заноза 3. Крем 4. Жало 5. Лед 6. Бинт 7. Капли 8. Шина

Участники 13—15 лет

Оборудование: карточки с вопросами, ручки (карандаши).

Задание: команда получает карточку с вопросами и несколькими вариантами ответов. Напротив каждого правильного ответа необходимо поставить какую-либо пометку (галочку, крестик, нолик).

Подведение итогов: подсчитывается общее количество правильных ответов. Победителем является команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Примерные вопросы:

1. Как правильно надеть на пострадавшего рубашку при повреждении предплечья?

  • сначала на здоровую руку, затем на больную
  • сначала на больную руку, затем на здоровую
  • застегнуть рубашку, не надевая рукав на больную руку

2. Как правильно выбрать место наложения жгута на конечности при активном кровотечении яркокрасного цвета?

  • ниже раны на 10-15 см
  • не накладывать жгут, наложить давящую повязку
  • выше раны на 10-15 см

3. Как оказать помощь при кровотечении из носа?

  • пострадавшего посадить, голову не запрокидывать
  • приложить холод к переносице
  • заткнуть ноздрю ватным тампоном, смоченным в перекиси водорода

4. Для чего применяется 5 %-ный раствор йода?

  • для обработки кожи при обморожениях и ожогах 1-й степени
  • для обработки краев ран и небольших порезов
  • для нанесения йодистой сетки при ушибах и нарывах

5. Что необходимо сделать при укусе пчелы?

  • вытащить жало
  • укушенное место подержать в горячей воде 20-30 мин
  • при опухоли дать таблетку от аллергии (тавегил, супрастин и пр.)

6. Как оказать помощь при закрытом переломе лучезапястного сустава?

  • наложить шину, зафиксировав локтевой сустав и суставы фаланг пальцев
  • отвезти пострадавшего в травмопункт
  • наложить тугую стерильную повязку
  • дать таблетку обезболивающего средства (анальгин и пр.)

7. Для чего применяется раствор аммиака?

  • для восстановления дыхания
  • для приведения в сознание после обморока
  • для дезинфекции ран и ссадин

8. Как оказать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе?

  • дать таблетку обезболивающего средства (анальгин и др.)
  • пострадавшего положить в тени, смачивать лицо холодной водой
  • прикладывать холодные предметы к голове, шее, паховым областям

9. Как оказать помощь при попадании постороннего предмета в глаз?

  • вытащить инородный предмет стерильным пинцетом
  • оттянуть веко пострадавшего, промыть проточной водой
  • наложить стерильную повязку, отвезти пострадавшего в травмопункт

10. Как правильно выбрать место наложения жгута на конечности при пассивном кровотечении темно-красного цвета?

  • ниже раны на 10-15 см
  • не накладывать жгут, наложить давящую повязку
  • выше раны на 10-15 см

11. Как оказать помощь при обморожении 1-й степени?

  • растереть пораженное место шерстяной рукавицей
  • растереть пораженное место снегом
  • согреть пораженное место руками
  • напоить пострадавшего горячим питьем
  • отвести пострадавшего в теплое помещение

12. Как оказать помощь при ожоге 2-й степени?

  • использовать народные средства (масло, мочу, золу)
  • наложить стерильную повязку
  • доставить пострадавшего в медпункт
  • использовать противоожоговую эмульсию (пантенол и др.)
  • обработать поверхность медицинским спиртом

Участники 14—16 лет

Оборудование: карточки с описанием травмы

Задание: участник вытягивает карточку с описанием травмы и рассказывает судье порядок действий при оказании первой медицинской помощи.

Подведение итогов: конкурс должен оценивать компетентный судья. Он оценивает рассказ участника или команды, отмечает ошибки, допущенные ими, задает наводящие вопросы. По окончании беседы он может поставить штрафные баллы:

  • полное неумение оказать помощь при данной травме 10 баллов
  • помощь оказана, но допущены грубые ошибки, исправленные в ходе беседы с судьей 5 баллов
  • помощь оказана, допущены незначительные ошибки 2 балла.

Участники 16—18 лет

Оборудование: карточки с описанием травмы, медицинская аптечка, кроме того перед стартом команды должны ознакомиться со списком состава судейской медицинской аптечки.

Задание: участник вытягивает карточку с описанием травмы или заболевания и показывает все препараты, которыми он будет пользоваться при оказании первой медицинской помощи.

Подведение итогов: конкурс должен оценивать компетентный судья. Он оценивает набор медикаментов, собранный участником или командой, отмечает ошибки, допущенные ими, задает наводящие и уточняющие вопросы. По окончании беседы он может поставить штрафные баллы:

  • полное неумение оказать помощь при данной травме 10 баллов
  • помощь оказана, но допущены грубые ошибки, исправленные в ходе беседы с судьей 5 баллов
  • помощь оказана, допущены незначительные ошибки 2 балла.

Не забудьте, что судье каждого конкурса понадобится ручка (карандаш) а также судейский протокол конкурса, в который заносятся все результаты. Кроме того, необходимо заранее подготовить табличку с названием конкурса и необходимое оборудование для его проведения.

Необходимо раздать участникам заранее условия конкурсной программы, а также вывесить их на стенд информации на поляне слета. Также необходимо заранее оговорить, является ли конкурсная программа обязательной или предлагается по желанию.

При использовании конкурса как этапа КТМ или ориентирования необходимо согласовать систему его оценки с общими условиями дистанции.

Можно провести конкурсную программу в виде веселой игры или эстафеты.

В условия каждого конкурса вы можете внести изменения в соответствии с местом и временем проведения, особенностями школы, возрастом участников. Кроме того, вы можете сами придумать другие конкурсы туристско-спортивного характера.

<< часть 2    содержание  часть 4  >>

   Вверх  >>

tyr-zo.narod.ru

Внеклассное мероприятие по географии «Заочный турслет "Вместе весело шагать"»

Разделы: География, Внеклассная работа

Цель: развитие интересов  у школьников к приобретению туристских знаний, умений и навыков.

Задачи:

  • Формировать туристскую культуру.
  • Развивать чувства дружбы, товарищества, посредством совместной деятельности.
  • Воспитывать дружелюбие организованность и взаимовыручку.  

Планируемым результатом проведения туристического слета являются:

  • Формирование мотивации к изучению предметов: географии, ОБЖ, экология.
  • Овладение школьниками элементарными навыками туристской подготовки.
  • Формирование навыков общения.
  • Повышение жизненного тонуса, психологическая разгрузка.

Ход турслёта

Звучит песня «У похода есть начало».

Туристический слёт – традиционный праздник юных туристов. На слётах обмениваются опытом, участвуют в соревнованиях по техники туризма, общаются.

Главное о туристском снаряжении.

Отгадайте загадку:Два ремня висят на мне,Есть карманы на спине.Коль в поход идёшь со мной,Я повисну за спиной. (Рюкзак)

Рюкзак  — заплечный мешок—  специализированная сумка для длительной  переноски на спине различных грузов. Основными «пользователями» рюкзаков долгое время оставались спортсмены — туристы и альпинисты.Рюкзак – один из самых важных предметов личного снаряжения. Он должен быть вместительным и удобным.  Рюкзаки можно разделить на три класса: мягкие (обычные), станковые (с рамой) и  промежуточный класс – с рёбрами жёсткости (полужёсткие). Таблица сравнения видов рюкзаков.

Виды рюкзаков

Плюсы

Минусы

Применение

Мягкий Недорогой, легкий, в сложенном состоянии занимает мало место. Если неправильно уложить вещи, нести очень неудобно (большая нагрузка на позвоночник). Подходит для походов разной дальности, но только в том случае, если его правильно собрать. Модели маленького объёма и разнообразного дизайна хороши в качестве городских рюкзаков.
Станковой Долговечный, хорошо справляется с большими грузами, распределяет вес и уменьшает нагрузку на позвоночник. Габаритность, большой вес. Длительные пешие походы, в которые необходимо брать тяжёлые вещи (тёплые вещи, палатки, снаряжение).
Каркасный Каркас позволяет держать форму и правильно распределять нагрузку, удобный, долговечный. Цена на качественный анатомический рюкзак достаточно высока (в среднем от 4 тыс.руб). Походы любой дальности и сложности.

У мягкого одна камера для вещей, у станкового две-три. Это позволяет доставать нужные вещи, не распаковывая всё остальное. Каркас станкового рюкзака делает укладку рюкзака проще. Ремень позволяет перенести часть тяжести с плеч в область таза.  Поэтому, несомненно, носить груз в станковом рюкзаке легче. Плечевые ремни любого  рюкзака должны регулироваться под особенности тела владельца. Поясной ремень должен иметь быстрорастёгивающуюся пряжку, чтобы в случае опасности, можно было мгновенно его сбросить, например, при падении в реку. Нельзя вещмешок на голое тело – натрёт спину или плечи: только на рубашку. Перед тем как его укладывать, каждый раз перед походом, надо проверять – а целый ли он?Укладка рюкзака это целая наука. А скорее искусство. Научиться этому трудно. Настоящий турист укладывает рюкзак только сам. Но хорошо, если опытный человек расскажет об этом.

Мастер класс «Соберём рюкзак в дорогу». (Видеосюжет)

Практикум «Соберем рюкзак в дорогу».

После того, как ваш рюкзак будет укомплектован, оденьте его на спину, подпрыгните вверх или наклонитесь. При подобных движениях рюкзак не должен вам доставлять неудобств, предметы не должны создавать грохот, давить или колоть в спину, делать перекос рюкзака. Так вы легко определите, насколько удобно вам будет переносить рюкзак уже непосредственно в походе. Если вы определили легкий дискомфорт, в таком случае, просто переложите те предметы, которые вам мешают.

Мы собираемся в походОтправиться с утра,Нас в путь далекий уведетдорога со двора.

Готов походный наш рюкзак,Там спички, котелок –В походе без него никак,И нож в кармашек лег,

Возьмем веревку и топорИ компас, и еду,Наш туристический наборНе даст попасть в беду.

Неся палатки за спиной,Уйдем мы по утруИ обойдем весь шар земнойС тобой мой верный друг.

Предшественник рюкзака — армейский ранец, получивший широкое распространение в XVIII — XIX веках. В настоящее время можно ещё встретить школьные ранцы. Школьный рюкзак надо носить правильно, это важно для сохранения здоровья школьников. 

Вручение памяток «Как собрать рюкзак в дорогу». (Приложение 1).

Есть и другое туристическое снаряжение, посмотрите: спальный мешок, спасательный жилет (для сплавов по рекам), коврик-подстилка (полиуретановый), коврик-сидушка, фонарь (на голову), специальное снаряжение (карабины, компас).

Работа с компасом.

Отгадайте загадку:

По стране в поход идём, Друга мы с собой берём. Он не даст нам заблудиться, От маршрута уклониться. Нам покажет верный  друг Путь на север и на юг. (Компас)

Считают, что компас был изобретён в Китае 2,5 тысяч лет назад. Компас – это прибор, который помогает определить стороны света. Красная стрелка всегда показывает на юг, а синяя на север. Справа будет восток, а слева запад. Компас – является одним из наиболее часто используемых в походах приборов и главный элемент снаряжения туриста.

Правила работы с компасом:

Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь)Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпала с тёмным концом магнитной стрелки.Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.

Для обозначения сторон света часто используют 4 латинские буквы: N, S, E, W, что соответствует первым буквам названий сторон света в английском языке — North (север), South (юг), East (восток), West (запад).

Практикум «Определим стороны горизонта»

Самостоятельная работа с компасом.

Туристы в лесу

Отгадайте загадку:Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт.Заходи в зелёный дом –Чудеса увидишь в нём! (Лес)

Путешествовать можно по всему миру, но чаще всего мы выезжаем за город – в лес, ведь нас окружают леса. Лес – это участок земной поверхности, где произрастают в основном деревья. Леса бывают лиственные, (в нашей местности мелколисвенные – мелкие листовые пластинки, это берёзовые, осиновые), хвойные леса (тайга) — леса, состоящие почти исключительно из деревьев хвойных древесных пород (ель, лиственница, сосна, кедр). Смешанные леса — леса, в которых растут как лиственные, так и хвойные деревья.В лесу по разным признакам можно определить стороны горизонта.

  • С северной стороны деревьев  ветви короче, а на стволе может быть лишайник.
  • Толщина годичных колец спиленного дерева с северной стороны меньше, чем с южной.
  • Муравьи устраивают свои жилища обычно к Югу от ближайшего дерева, пней и кустов. Южная сторона муравейника более отлогая, а Северная – круче.

Вспомним рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро», как  знание тайги помогло выжить герою и спастись:(…Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску лиственника среди неподвижного зелёного моря (лиственный лec обычно тянется по берегам реки)… …Почти голая сторона у ели — значит, в ту сторону север, а где ветвей   больше — юг… ).В лесу можно найти и пропитание: орехи, ягоды, из листьев кустарников заварить чай. Но надо помнить, что должен оставаться чистым и неповреждённым после посещения его туристами.

Практикум «Определим деревья» (по листьям, шишкам).

Веселье в походе.

Отгадайте загадку:Этот струнный инструментЗазвенит в любой момент –И на сцене в лучшем зале,И в походе на привале. (Гитара)

Ни один поход не обходится без песни.

Все присутствующие под руководством старшеклассников исполняют песню Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Отгадайте загадки и ещё раз вспомним, что нам пригодится в походе:

Он с тобою и со мною Шёл лесными стёжками — Друг походный за спиною На ремнях с застёжками. (Рюкзак)

Он в походе всем нам нужен,Он с кострами очень дружен,Можно в нём уху сварить.Чай душистый вскипятить. (Котелок)

Это глаз – особый глаз,Быстро глянет он на вас.И появится на светСамый точный ваш портрет. (Фотоаппарат)

В деревянном домикеПроживают гномики,Уж такие добрякиРаздают всем огоньки. (Спички)

На ладонь он ляжет весь.Не часы – а стрелка есть.Он в дороге пригодится,С ним нигде не заблудиться. (Компас)

И в тайге, и в океанеОн отыщет путь любой,Умещается в кармане,А ведет нас за собой. (Компас)

Стукнешь о стенку –А я отскочу.Бросишь на землю –А я подскочу.Я из ладонейВ ладони лечу –Смирно лежатьЯ никак не хочу! (Мяч)

Кто такая?Каши зачерпнётИ отправит в рот. (Ложка)

И от ветра и от зноя,От дождя тебя укроет.А как спать в ней сладко!Что это? (Палатка)

На привале нам помог:Суп варил, картошку пек.Для похода он хорош,Да с собою не возьмешь. (Костер)

Моря есть, а плавать нельзя,Дороги есть, а ехать нельзя,Земля есть, а пахать нельзя.Что это? (Карта)

Я горячее храню,Я холодное храню,Я и печь, и холодильникВам в походе заменю. (Термос)

Заключение

Удивительно, мы провели заочный турслёт, рассказали о всех туристических секретах, а о самом главном забыли. Что же это?

Загадка:

Ты её не купишь за деньгиИ её не найдёшь просто так.Ведь она как золото ценна,А так же не всем по зубам.

Она – это то, что не каждыйЗа жизнь себе может сыскать,Но если нашёл, береги жеНе дай никому отобрать. (Дружба)

Ответы детей.

Кто в дружбу верит горячо,Кто рядом чувствует плечо,Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет.

Дружите друг с другом.Хороших вам друзей!Спасибо за работу!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

«Что берем с собой в поход?»

МБОУ «Основная общеобразовательная школа пос. Прибрежный»

Учитель физической культуры Светлана Александровна Никулина

Туристский урок

Игра- путешествие «Мини – кругосветка»

Цель – пропаганда туризма, как вида спорта, средства укрепления здоровья, закаливания организма и активного отдыха.

Задачи:

1. Раскрытие понятия «туризм»;

2. Формирование начальных знаний, умений и навыков по туристской подготовке;

3. Развитие активной интеллектуальной и практической познавательной работы;

4.Развитие скоростных и координационных способностей;

5. Создание эмоциональной и нравственной атмосферы .

I. Вводно - подготовительная часть.

Приветствие. Сообщение задач занятия. Инструктаж по технике безопасности.

- Я предлагаю вам окунуться в мир туризма и путешествий. А что такое туризм? Но чтобы вступить в общество отважных путешественников надо пройти тест « Мини – кругосветка». Вы готовы испытать все трудности и радости походной жизни?

Эмоциональный настрой

Потереть ладони, прикрыть ими глаза на вдохе, представить лес, горы, речку. Вспомните веселый случай из жизни. Покажите это красивой улыбкой. Откройте глаза.

Для похода нам надо разделиться на 2 группы. Деление по выбору капитанов. Построение в 2 колонны.

II. Основная часть

Конкурсы:

1. « Что берем с собой в поход?»

В конце зала в коридоре каждой команды находятся карточки с нужными и ненужными вещами. По команде участники подбегают и забирают только нужные вещи. Бегают строго по очереди и приносят только одну карточку.

инвентарь: маркировочная лента, скотч, карточки с нужными ( рюкзак, кружка, спальный мешок, карта местности, компас, карабин альпиниста, тарелка, мяч, спички, тент от дождя) и ненужными вещами, оценочная таблица.

2.« Укладка рюкзака»

( каждый должен уметь правильно упаковывать рюкзак)

В конце зала находятся необходимые для похода туристские вещи: рюкзак, коврик, спальный мешок, кружка, мяч, цепочка карабинов, компас.

Участники подбегают и укладывают по одному предмету в рюкзак. Последний участник приносит рюкзак, команда высоко поднимает его над головой. Комментарии по укладке рюкзака. Результат заносится в таблицу.

3.«Собираемся в поход!»

В походе особое внимание обращается на обувь: она должна быть на нескользящей подошве, разношена по ноге, даже летом хорошо поверх хлопчатобумажных носок надевать шерстяные (не натирают и амортизируют, то есть смягчают, удары), нельзя идти в мокрой и на босу ногу (появляются потертости)

Обувь с одной ноги – в центре зала в общей куче. По сигналу команды бегут, находят свою обувь, обувают, выставляют ногу вперед. Кто быстрее? Результат заносится в таблицу.

инвентарь: секундомер, свисток

« Трудности пути»

Перестроить в колонну по одному, встают по периметру зала. Построение в походе тоже особое. Впереди стоят более слабые, в конце более сильные.

( движение группы без отстающих и забегающих вперед). Расстояние между детьми в движении около 1 метра, чтобы каждый мог заметить препятствие и без помех преодолеть его.

Вот теперь мы готовы идти в путь.

1- руки на лямках рюкзака, идем;

2 – наступила ночь, отстать страшно – руки на плечах, глаза закрыты;

3 – подул встречный ветер – три шага вперед, шаг назад;

4 – наступило утро , а мы продолжаем идти. Мозоли на правой ноге, хромаем;

5 – идем на цыпочках, зверь затаился в кустах;

6- через тропу бегут ручьи – перепрыгиваем их;

7- дорога пошла в гору – высоко поднимаем ноги, переступая камни.

Вот и вершина горы. Повернулись к центру зала, помахали руками, закричали: «Ура! Привал!»

Привалы бывают проверочные (проверяется комфортность снаряжения, одежды), промежуточные между переходами , они длятся 10-20 мин. и большие, где туристы разбивают лагерь, готовят пищу, выполняют задания по краеведению, развлекаются.

- Давайте и мы развлечемся.

Загадать загадки :

Куда ни хожу, везде горб на себе ношу, он меня и кормит и поит (рюкзак)

Тощая да зубатая, визжит и изгибается, ест-ест, и все не наестся ( пила)

Языка у него нет, а дорогу указывать умеет (компас)

Красавица без рук, без ног. Зато волшебный голосок (гитара)

- А знаете как туристы греются на привале без костра?

- Прижимаясь друг к другу спинами.

4.« Теплая спина»

Перестроиться в две команды

Сцепиться локтями в паре и бежать до отметки и обратно. Результат занести в таблицу.

5.«Альпинист» (преодолевает горы)

(трудное задание: знакомься - это снаряжение альпиниста!)

Пот команде участники бегут до финишной отметки и соединяют карабины в цепочку. Каждый участник может присоединить только один карабин. Побеждает команда, которая первой справиться с заданием. Результат заноситься в таблицу.

6.«Спелеолог» (исследует пещеры)

По команде участники бегут к большой веревке с петлями, поочередно пролезают в каждую петлю. Побеждает команда, которая первой справиться с заданием. Результат заноситься в таблицу.

инвентарь: веревка с петлями 2шт.

7.«Гребля на байдарках»

Все стоят в колонну друг за другом, сев на шест. По линии движения стоят фишки ( камни). По сигналу команда начинает двигаться, капитан руководит движением байдарки. «Байдарка» огибает скалу и возвращается назад, снова минуя камни. Результат заноситься в таблицу.

инвентарь: шест по 3м., секундомер, фишки.

- Смотрите ка , незаметно стемнело. Все ли знают, что туристы спят в палатках, в спальнике? Обувь, разумеется, нужно снимать.

8.« Все в спальник!»

По сигналу добежать до палатки, снять обувь, забраться в спальник поочередно, последний участник застегивает палатку. Какая команда самая расторопная? Результат заноситься в таблицу.

инвентарь: 2 палатки, 12 спальных мешков.

- Вот и утро! Посмотрите снег выпал! Поиграем в снежки?

9.« Снежки»

Нам площадку каждой команды высыпаются снежки( 15-20 шт. из скомканного стандартного листа бумаги). По команде за 30 – 40 сек. команды забрасывают противника снежками через в/б сетку. Побеждает команда, у которой снежков меньше осталось. Результат заноситься в таблицу.

- Пора собираться домой. Посмотрите! Мы ничего не забыли сделать напоследок? Убрать за собой мусор!

После нас лучше ( чище) , чем до нас. Люди не могут жить без природы и поэтому не должны вредить ей. Вы согласны?

Представитель каждой команды держит в руках мусорный мешок (2шт.). По команде все начинают убирать.

III. Подведение итогов

Построение. Ходьба в обход. Игра «Эхо». Ведущий говорит слово, все повторяют последний слог ( река –ка-ка, горы –ры-ры, мама-ма-ма.) Песня.

Кажется все на месте, устали? Понравилось в походе? Что больше всего понравилось? Что нового узнали? Что было смешного? Вы поняли что такое туризм и для чего он необходим? Чтобы сходить в настоящий поход нужно серьезно готовиться, тренироваться.

Обратить внимание на стенды, плакаты с высказываниями.

Объявить результаты по таблице.

Что бы вы хотели пожелать друг другу? И я вам желаю быть здоровыми, любознательными, добрыми, любить свой край, родителей, иметь верных друзей и конечно ходить в походы в любое время года, потому что нельзя понять смысл туризма, сидя дома. Запомните это! Подарить на память о встрече сувенир .

kaz2.docdat.com


Смотрите также