Портфель школьника. Масса рюкзака школьника


Сколько должен весить рюкзак школьника

Мнение врача

Комментирует ** к.м.н.,  детский ортопед-травматолог  Европейского медицинского центра  **к.м.н. Ирина Бут-Гусаим:В первую очередь рюкзак должен быть удобным и нетяжёлым, когда пустой. При ношении он должен плотно прилегать к спине — так нагрузка будет распределена равномерно. Если рюкзак не соприкасается с верхней частью спины — это плохо. Лямки рюкзака должны быть тщательно отрегулированы, чтобы рюкзак заканчивался строго на пояснице, а не в области таза. Объясните ребёнку, что носить рюкзак нужно обязательно на двух плечах. В противном случае начинается дисбаланс в мышцах спины и плечевого пояса, под тяжестью рюкзака ребёнок начнёт наклоняться вперёд, что впоследствии приведёт к болям в спине.  

Если после первого месяца учебы ребенок жалуется на боли в спине, на тяжесть рюкзака, не поздно подыскать ему подходящую замену или пересмотреть укомплектованность старого.

О том, как подойти к этим вопросам рационально, рассказывает главный врач клиники «Остеон» остеопат Бутенко Людмила:

  • Меняем рюкзак

Форма рюкзака должна быть прямоугольной и продолговатой, по всей ширине спины. Спинка рюкзака обязательно должна быть ортопедической, лямки широкие и соединяющиеся специальным фиксатором спереди.

  • Освобождаем руки

Родители часто обращаются с вопросом, что лучше для спины: носить все школьные принадлежности только в рюкзаке или разгружать портфель и нести физкультурную форму, сменную обувь и папку для творчества в руках. Честно, говоря, второй вариант не самая удачная идея.

Для спины лучше носить все школьные принадлежности в рюкзаке, не перегружая ребенка пакетами и папками. Постарайтесь сместить в рюкзак все необходимое, чтобы ребенок мог свободными руками поддерживать лямки рюкзака впереди.

  • Об использовании сумки вместо рюкзака

Ученики в средней школе отказываются ходить с «правильными» рюкзаками и часто делают выбор в пользу сумок через плечо. Родителям стоит помнить, что сумку вместо рюкзака показано носить только в старших классах, когда у подростков уже сформировался торс. Чтобы поддерживать правильную осанку, не нужно использовать длинную лямку и носить ее на плече, с перекосом корпуса. Идеальный вариант ношения сумки и для детей и для взрослых — на вытянутой вдоль корпуса руке, внизу, попеременно меняя нагрузку с правой руки на левую.

Мнение учителя 

Комментирует учитель младших классов Ольга Быстрова:

Раз в 5 лет школа обновляет базу учебников. Как правило, новые книги мало чем отличаются от старых изданий. Так что если у ребят есть возможность оставить одни учебники в школе, а другие забрать домой, надо обязательно этим воспользоваться.

Если в школе не оказалось второго экземпляра книг, то их можно приобрести самостоятельно. Необязательно покупать учебники последнего издания: спросите у родителей старших классов или поищите их на «Авито». Также можно ксерокопировать отдельные страницы из книги — использовать их вместо.

Мамы часто обращаются ко мне с вопросом: не лучше ли, чтобы дети поочередно носили учебники по разным предметам, и занимались вдвоем по одной книге. Такой вариант вполне возможен для пособий по творческим урокам (например, ИЗО), где ребятам достаточно два раза взглянуть на репродукцию, и можно приступать к заданию. Учебники по математике, русскому и литературному чтению должны быть индивидуальны. Кому-то удобно держать книгу вертикально на подставке, кто-то кладет ее на парту, кто-то следит за чтением с помощью закладки, другой будет делает это пальчиком. Дети, которые быстро делают задание, получают дополнительные упражнения с другой страницы.

Когда учебник приходится делить, могу возникнуть конфликты. Конечно, ситуация с одним учебником на парту учит детей договариваться. Но важнее, чтобы школьникам было комфортно на уроке, от этого зависит то, как оптимизируют вес рюкзаков за счет других вариантов.

letidor.ru

Портфель школьника

Дата создания: 2013/12/09

Автор: Соловьев Ярослав

В средней школе, и не только, у школяров в портфеле тяжести, которые подчас не унести и взрослому – учебники. Чем старше класс – тем больше сумка у ученика.

У 3-го класса тяжесть портфеля – 5 кг. Интересно, почему так много им приходится нести?. Учебники, тетради, сменная обувь и ещё раз учебники и тетради. А если прояснить обстановку с одиннадцатым классом. Дамская сумочка, два пакета с учебниками. Если взвесить учебники – 1 кг 800 г. А теперь сумочку – 2 кг 200 г. Если сложить – 4 кг. В принципе, вес нормальный. Но сумочка весит больше учебников! Напрашивается сам собой вопрос: "Что находится в сумочке одиннадцатиклассницы?" А у седьмого класса в портфелях 4 кг 500 г тетрадок и учебников. А если представить, если ученик ещё с собой несёт физкультурную форму

По данным института возрастной физиологии РАО, школьный портфель должен весить 10% от массы тела. Судя по эксперименту, многие портфели намного перегоняют эту норму.

В России так и не переняли опыта заграничных школ, где специальный школьный автобус отвозит детей в школу, а после уроков развозит их по домам. И специальные шкафчики в школах пока не практикуются. Хорошо бы, если каждый школьник положил мирно свои учебники в свой собственный шкафчик и закрыл его на ключ. Вот тогда портфели будут соответствовать норме. Или лучше, ещё меньше, потому что после восьми уроков (а именно столько их в некоторых классах) любые 100 грамм — за килограмм. В целом, вес школьного портфеля не должен превышать 10% от веса ученика. Например, в 11—13 лет безопасно переносить массу не более 3 кг. Для маленького ребенка носить в школу портфель весом 7 кг равносильно тому, что как если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 20—30.

Согласно нормам СанПиНа школьный портфель должен весить не больше:

  • 6-8 лет – 2 кг;
  • 9-13 лет – 3 кг;
  • 14 лет – 5 кг;
  • 15-16 лет – 6 кг.

А в младших классах предпочтительно, чтобы этот показатель был еще ниже. Поэтому в ранце необходимо держать только вещи, необходимые в данный учебный день. Тяжеленные ранцы могут стать причиной сколиоза и множества других болезней. Если на осла навьючить тяжеленную поклажу, он откажется ее нести. А обыкновенный школьник, «навьюченный» портфелем, только ответит: «Ничего страшного!»

Медики утверждают, что перенос таких тяжестей для ребенка не пройдет бесследно, в ближайшем будущем это приведет к возникновению болей в спине, испортит осанку, походку, а затем может привести к стойкому радикулиту. Американские врачи, проводившие исследования в начальных и средних классах, пришли к выводу, что вес портфеля не должен превышать 10% от массы тела ребенка. Если ребенок, допустим, весит 27 килограммов, то вес ранца с содержимым не должен превышать 2,7 кг! Кстати, сам факт перехода на 12-летнюю программу обучения направлен на то, чтобы уменьшить нагрузку на ученика, растянув ее на 12 лет.

В 2003 году Госсанэпиднадзор России установил нормы — как должен выглядеть и сколько должен весить школьный учебник. Конечно, такие нормы существуют, и их обязаны придерживаться не только издатели школьных учебников, но и сами учителя и родители. Потому что, если ребенок каждый день таскает слишком тяжелый рюкзак, это грозит не только искривлением позвоночника, но и массой других хронических заболеваний. Согласно правилам гигиенических требований для печатной продукции для детей, вес каждого учебника не должен превышать: для 1-2 классов – 300 г, 3-4 классов – 350 г, 5-6 классов – 450 г, 7-10 классов – 500 г, 11-12 классов – 600 г. Увеличение веса учебника возможно, но не больше, чем на 20%. Также не рекомендуется выпускать учебники, рассчитанные на несколько лет обучения или совмещение программ разных годов обучения.

Общая масса учебников из расчета на один учебный день в комплекте со школьными принадлежностями, без массы портфеля или ранца, не должна превышать допустимых гигиенических норм для перенесения учениками веса на расстояние до 3 километров:

  • 1-2 классы: 1,5-2 кг;
  • 3-4 классы: 2-2,3 кг;
  • 5-6 классы: 2,3-3 кг;
  • 7-8 классы: 3-3,5 кг;
  • 9-11 (12) классы: 3,5-4,5 кг.

Большинство третьеклассников предпочитает носить школьные принадлежности в портфелях. Их количество составляет 68,28%. Ношение портфеля приводит к искривлению позвоночника т.к. тяжесть по спине распределяется не равномерно. Выбирая между ранцем, портфелем, рюкзаком и сумкой, лучше всего остановиться на ранце. В отличие от портфеля, школьный ранец не вредит позвоночнику, наоборот – приучает его находиться в правильном положении, при этом имеет, как правило, большее количество необходимых кармашков. Рюкзак — также не лучший выбор, поскольку у него мягкая спинка. Этот вариант больше подойдет для старших школьников. Семиклассники отдали предпочтение сумке, их количество составило 53,9%; 76,9 % старшеклассников тоже предпочитают носить книги в сумке. Сумка на одной лямке, тоже является серьезной причиной искривления осанки. Таким образом, самому безопасному школьному ранцу не отдаётся предпочтение, что может повлечь за собой развитие заболеваний позвоночника у большинства опрошенных ребят.

На вопрос «Всегда ли носишь все учебные принадлежности?» 85,71% третьеклассников ответили «да». Учитывая данные эксперимента по взвешиванию ранцев, масса большинства рюкзаков со школьными принадлежностями превышает допустимую норму. Каждый день прилежно заполняя свой ранец книгами и тетрадками, второклассники перегружают свой организм, неся в школу необходимые для занятий принадлежности, причиняя при этом вред своему здоровью.76,1% семиклассников также прилежны и дисциплинированы в подготовке школьного ранца. Только 7,69% выпускников всегда приносят в школу всё необходимое. Возможность получить заболевание позвоночника снижается с переходом ребят в старшие классы.

Чаще всего сумки обновляются в старших классах. Благодаря изменениям в моде 76,9% выпускников и 53,9% семиклассников меняют сумки и рюкзаки ежегодно. Возможно ли, что кто-нибудь из этого количества ребят приобретёт ранец? В младших классах родители покупают портфели с расчётом на несколько лет.28,57% ребят получают новый ранец ежегодно. Хорошо, если родители сделают правильный выбор и купят ранец, а если нет, то заболеваний позвоночника не избежать.

Считают портфель «нелёгким грузом» 78,57% третьеклассников,46,6% семиклассников и 7, 69% выпускников. Т.е. ребята младших классов больше других подвержены риску заболеваний позвоночника!

Был проведен опрос среди учеников школы, учителей. В результате выяснилось, что масса большинства портфелей школьников с комплектом учебников и письменных принадлежностей не соответствует санитарным нормам, установленным Госсанэпиднадзором РФ. Тяжелые ранцы становятся причиной сколиоза и множества других болезней школьников.

Как учиться, чтобы не перегрузиться?

  • Не носить ничего лишнего в своих портфелях.
  • Проверять ранец ежедневно и не забывать вытащить из него ненужные учебники.

www.medroad.ru

Вес школьного портфеля и его влияние на здоровье школьника

school_bag_1.jpg

Автор исследовательской работы: 

Смирнов Роман

Руководитель проекта: 

Дадакина Любовь Дмитриевна

МАОУ "СОШ №22" г. Березники Пермского края

Автор исследовательской работы (начальная школа) на тему: "Вес школьного портфеля и его влияние на здоровье школьника" изучает соответствие школьного ранца на установленные санитарные нормы и рассматривает факторы риска, которые могут возникнуть в случае нарушения нормы веса ученического портфеля.

Проект учащегося 1 класса начальной школы "Вес школьного портфеля и его влияние на здоровье школьника" содержит измерения веса школьных портфелей учеников. На основе данной информации автор выясняет возможные причины нарушения установленной нормы веса школьного портфеля и изучает пагубное влияние тяжелых ранцев на физическое развитие учащихся.

Автор исследовательского проекта в начальной школе "Вес школьного портфеля и его влияние на здоровье школьника" рассматривает некоторые возможные пути решения данной проблемы на примере опыта зарубежных стран и разрабатывает рекомендации для учащихся по снижению критического уровня веса школьного портфеля.

Содержание

Введение1. Из истории ранца2. Санитарные нормы и правила, регламентирующие вес школьного портфеля.3. Влияние тяжелых портфелей на здоровье школьника.4. Опыт зарубежных стран в решении проблемы снижения веса портфеля.5. Исследование веса портфеля современного школьника (на примере учащихся 1Б класса МАОУ СОШ №22).6. Рекомендации по выбору правильного портфеля.ЗаключениеСписок использованных источниковПриложение

Введение

Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье: “Здоровье необходимо. Это базис счастья… Добыть здоровье проще, чем счастье. Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю… Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно”.

Современного школьника невозможно представить без портфеля, все чаще сегодня они напоминают туристов. Их рюкзаки помимо умных книжек набиты тетрадями, канцелярией, личными вещами, продуктами...

Сегодня по статистике если какое-то количество детей приходит в школу здоровыми, то к 11 классу таковых практически нет. Происходит это по разным причинам, в том числе из-за веса портфеля. Медики в один голос утверждают, что родители и учителя должны помнить, перенос тяжестей для ребёнка не проходит бесследно.

Подсчитано, что для маленького ребёнка носить портфель в четыре килограмма равносильно тому, что если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 15-20. Ортопедические патологии (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие) среди других заболеваний, выявляемых при медосмотрах в детских поликлиниках России, выходят, чуть ли не на первое место.

Вот почему я считаю тему исследования «Вес портфеля учащихся 1Б класса и его влияние на здоровье» актуальной и заслуживающей внимания. Здоровье учеников зависит от многих факторов, на многие мы не в состоянии повлиять. Но сделать все возможное для того чтобы изменить то, что мы можем изменить вполне по силам.

Цель работы:

Определить вес портфелей учащихся 1Б класса и разработать рекомендации по исследуемой проблеме.

Задачи:

  1. Измерить вес школьных портфелей и вес школьных учебников у учащихся 1Б класса.
  2. Установить соответствие веса портфелей учащихся 1Б класса санитарным нормам.
  3. Выявить причины нарушений веса портфелей.
  4. Доказать влияние тяжелых портфелей на здоровье школьника.
  5. Ознакомиться с опытом зарубежных стран по решению указанной проблемы.
  6. Разработать рекомендации по снижению веса портфеля.

Предмет исследования: школьный портфель.

Объект исследования учащиеся 1Б класса МАОУ СОШ №22.

Гипотеза: я предполагаю, что школьный портфель учащихся 1Б класса не соответствует санитарным нормам и вредит здоровью. Если вес школьного портфеля будет соответствовать весу ученика, и правильно подобран технически, то портфель не будет являться фактором риска здоровья школьника.

Методы исследования:

  • изучение и анализ литературы;
  • проведение замеров массы рюкзака;
  • анализ полученных данных.
Перейти к разделу: 1. Из истории ранца

obuchonok.ru


Смотрите также