LJ Magazine. Моджахед с рюкзаком


Моджахеды - Фонд афгана

МОДЖАХЕД 1980 г.

 

Из оружия у моджахедов особенно популярными были английские винтовки Ли-Энфельд и автоматы АК-74/АКМ. Этот моджахед вооружен по старинке: простой, по-видимому, однозарядной винтовкой с затвором продольно-скользящего действия. Он одет в традиционное афганское гражданское одияние: длинную рубаху навыпуск, мешковатые брюки, не достающие до щиколоток, и обычный для моджахеддинов коричнвый жилет. Поверх одежды его грудь и талия обмотаны голубым шарфом; свое имущество он несет в полевой сумке. Обувь – кожанные сандалии местного прозводства. На голове носили разнообразые головные уборы – тюрбаны, меховые шапки и кепки.

 

МОДЖАХЕД 1981 г.

 

На рисунке запечатлен облик партизана, типичный для начала войны. Специализированное снаряжение еще не начало поступать к моджахедам. На партизане – обычная афганская одежда. Ноги и сандалеты обмотаны для защиты от холода импровизированными портянками, перетянутыми цветными шнурами. Цветными шнурами украшено и оружие – винтовка Ли-Энфельд Mk.III. Вероятно, винтовка - семейная реликвия, трофей, хранившийся со времен Третьей афганской войны, но возможно, что копию винтовки сделали местные сельские умельцы, такие случаи известны. Узорчатая кожаная портупея снабжена кармашками для снаряжения. Этот боец, скорее всего, плохой стрелок, у афганцев в начале войны не хватало боеприпасов, чтобы научиться меткому ведению огня из винтовок и автоматов. В районах, где отсутствовали лидеры ранга Масуда или Амина Бардака, сопротивлением руководили местные муллы или малики, а в отряды объединялись родственники и друзья.

На рисунке также показан 12,7-мм пулемет ДШКМ, получивший у афганцев прозвище "Дашика". Тяжелые пулеметы советской конструкции стали основным средством ПВО отрядов оппозиции. Несмотря на то, что 12,7-мм пули не пробивали броню боевых вертолетов Ми-24, попадания в уязвимые не прикрытые броней места не раз приводили к гибели боевых вертолетов. Пулеметы ДШК применялись и в засадах, поскольку могли поражать БМП и БТР. У моджахедов имелись 12,7-мм пулеметы как советского, так и китайского производства, в том числе пулеметы последних моделей с большим механическим прицелом. Пулемет ДШК в руках опытного расчета был очень эффективным оружием.

 

МОДЖАХЕД 1983 г.

 

Боевые действия моджахедов из пограничного племени патан отличались очень высокой эффективностью. Особенно после 1983 г. На рисунке изображен боец, прошедший подготовку под руководством полковника Сафи. Моджахед одет в дешевую куртку местного производства, просторную афганскую рубаху серо-синего цвета, который в провинции Пактия вполне мог считаться маскировочным; на ногах – ботинки коричневого цвета. Вооружение – автомат АКМС с расписанным цветами деревянным прикладом. Обратите внимание на нагрудный подсумок китайского производства под магазины для автомата Калашникова. В руках партизан держит 82-мм мину к миномету M1937 советской конструкции, эти минометы пользовались большой популярностью у моджахедов и были едва ли не единственным их тяжелым вооружением. Сафи использовал 82-мм минометы для обстрела Хоста, Ургуна и ряда советских опорных пунктов в приграничных районах. Простой и надежный миномет имел единственный недостаток – недостаточную дальность стрельбы, всего 3 км, из-за чего его расчет подвергался риску попасть под артиллерийский налет советских или афганских пушек.

 

Раматулла Сафи

 

ПОЛКОВНИК РАМАТУЛЛА САФИ

 

Полковник Королевской армии Афганистана, командир бригады коммандос, Раматулла Сафи провел в плену у кабульского режима два года. В1984 г. он поддерживал Национальный исламский фронт Афганистана, одну из семи базировавшихся в Пешаваре группировок моджахедов. Сафи занимался подготовкой боевиков и лично принимал участие в операциях в провинции Пактам. Туалет бывшего полковника представляет смесь из афганской одежды и одежды западного образца. Головной убор – традиционная афганская шляпа "пахти", но одета на манер английского военного берета, недаром Сафи сам обучался у британских инструкторов. Раматулла Сафи так и остался на всю жизнь англофилом. Куртка – местного производства, рубаха и брюки, тоже традиционные для афганцев, однако на полковники эти предметы одежды имеют более "милитаристский" покрой, чем обычно. Куртка прикрывает автоматический пистолет в наплечной кобуре. Сафи, также, вооружен автоматом АК-47 китайского производства, декорированный флажками с религиозным орнаментом.

 

Гамид Валид

 

ГАМИД ВАЛИД, ПРОВИНЦИЯ ВАРДАК

 

Гамид Валид изображен в советском авиационном шлемофоне. Валид всегда в боевой обстановке носил этот шлемофон. Валид считался одним из лучших стрелков из РПГ-7 во всем Центральном Афганистане. На его персональном счету 12 едениц бронетехники и несколько грузовиков. Интеллигент, человек высокой культуры, Валид, подобно Масуду, получил образование во французском лицее в Кабуле и, так же как Масуд, свободно говорил по французски. Валид воевал плечом к плечу со своим товарищем по лицею Амином Бардаком, лидером моджахедов провинции Вардак, пока не был убит при атаке советского конвоя в районе Газни 23 июля 1983 г. На рисунке Валид показан одетым в традиционный афганский костюм, сандальи чапати, вязаный свитер и жилет. За плечами, в рюкзаке местного производства, – запасные гранаты к РПГ-7.

 

Ахмат Шах Масуд

 

АХМАД ШАХ МАСУД, ПАНДЖШЕРСКАЯ ДОЛИНА

 

Ахмад Шах Масуд являлся самым известным за пределами страны лидером афганской оппозиции. Он прославился как выдающийся партизанский организатор и лидер, чьё военное искусство и понимание тактики современной войны резко выделялось на общем фоне. Несколько слов о самом Ахмад Шах Масуде. Он родился в 1953 году в кишлаке Джангалак (провинция Парван) в семье феодала, по национальности – таджик. Окончил 12 классов лицея "Надирия" в Кабуле (1972) и два курса инжененого факультета Кабульского университета (1974). В том же 1974 году вступил в организацию "Братья-мусульмане", приобретал боевой опыт в других странах. В 1978 году вернулся в Афганистан и приступил к созданию вооруженных отрядов в ущелье Панджшер.Таким образом, Ахмад Шах Масуд, встав во главе профессиональных отрядов, сумел организовать своеобразный фронт.

Масуд одет в свой обычный костюм – брюки и куртка от униформы западного образца, головной убор – пухти, обратите внимание на традиционный панджшерский шарф; на ногах – ботинки армейского образца. Западная униформа не была редкостью в хорошо организованных и щедро снабжаемых из-за рубежа отрядах Масуда. Под курткой Ахмад Шах Масуд обычно носил испанский автоматический пистолет "Стар" в наплечной кобуре. На рисунке он изображен с трофейным автоматом Калашникова АКС-74, оснащенным подствольным 40-мм гранатометом БГ-15.

 

Халид Акрам

 

ДОКТОР ХАЛИД АКРАМ

 

Халид Акрам до своего побега в Пакистан был интернирован в Кабуле. Он оказывал медицинскую помощь моджахедам. "Док Халид" оснащен как медицинской сумкой с изображением красного полумесяца (мусульманский аналог красного креста), так и автоматом АКМС калибра 7,62 мм. – автомат медику был необходим для самообороны. Как шутил Халид, его снаряжение предназначалось "для микроорганизма" (санитарная сумка для раненого) и "для макроорганизма" (автомат для Советской Армии). Халид облачен в обычную для афганцев одежду: длинную рубаху, широкие брюки, сандальи "чапати" и шляпы "пахти"; через плечо переброшено вышитое одеяло "пакхор".

 

fondafgana.by

Taliban-отыграть или нет вот в чем вопрос?

Решил собрать в этой теме немного инфы,фото и тд по теме! На это наталкнул меня 1 человек из команды который непонятно к чему загорелся и решил пролезть на милсим хоть в каком виде. Подумав посидев принял решение,конечно при желании большинства команды-а нас уже много (целых 7!!!), отыграть ребят ведущих джихад с неверными. Прикид дело недорогое, но встают другие вопросы-размещение команды(палатка), спальники, коврики, великий автомат АК))) Дело пустяковое , но этим нужно заниматься как и вопросом изучения темы Талибов-моджахедов! Попробую тут все собрать воедино.

Тали́бы (араб. طالبان‎‎ — послушники - ученики исламских религиозных школ - медресе, пушту د طالبانو اسلامي غورځنګ‎), Талиба́н — исламистское движение, зародившееся в Афганистане среди пуштунов в 1994 году, правило Афганистаном с 1996 по 2001 гг. («Исламский Эмират Афганистан») и регионом Вазиристан на севере Пакистана («Исламское государство Вазиристан») с 2004 года. Дипломатически было признано тремя государствами: Объединёнными Арабскими Эмиратами, Пакистаном и Саудовской Аравией.Советом Безопасности ООН считается террористической организацией.На подконтрольных территориях Талибан вводит нормы шариата, выполнение которых строго контролируется. Под запретом находятся телевидение, музыка и музыкальные инструменты, изобразительное искусство, алкоголь, компьютеры и Интернет, шахматы, белая обувь (белый — цвет талибского флага), обсуждение секса в открытой форме и многое другое. Мужчинам следовало обязательно носить бороду определенной длины. Женщинам не разрешали работать, лечиться у врачей мужского пола, появляться в общественных местах с открытым лицом и без мужа или родственника мужского пола; был значительно ограничен доступ женщин к образованию (в 2001 девочки составляли только 1 % посещающих школу).И так основное "обмундирование"Головной уборКОЛО, КУЛО - Тюбетейка, фескаТАРБАН, ТЮРБАН - ЧалмаПАКУЛЬ - Пуштунка, "две лепёшки" :)))ОдеждаПЕРУХАН - РубахаИЗАР, ПАРТУГ, ТОМБОН - ШтаныВАСКАТ, САДРЫЙ - ЖилеткаПиджак. Обычный европейский пиджак, коричневый, черный или серый.ОбувьЧАБЛИ - Сандали.КЕРМЕДЖ - Кроссовки, кеды. Весьма часто использовались адидасоподобные кеды и кроссовки. Схожи с моделями называемыми "московский адидас". Встречалась и пума. Естественно, что современные модели кроссовок не подходят.Ботинки. Многие ботинки очень похожи на советские рабочие кирзовые ботинки. Высотой обычно по щиколоткуТуфли - обычные городские туфли тех лет.Калоши. Многие афганцы носят калоши, одевая их сразу на ногу, не используя промежуточной обувиТеплые вещиЧАДАР, ПАТУ, КАИШ - Одеяло.Куртка - Обычные однотонные куртки, длиной ниже пояса. Встречались советские афганки и М-65(олива, а на современный афган ещё и в вудланде).Свитер. Однотонные или с абстрактным узором. Зачастую без горла. Старомодный некозистый.Шинель - поступали к моджахедам из афганской и советской армии.

ИЗАР, ШАЛЬВАРЫ, ТОМБОН, ПАРТУГ

штаны Из-под длинной рубахи у крестьян выглядывают ниспадающие волнами широкие штаны - «изар» или «партуг» или "шальвары". Их ширина намного превышает длину, в поясе они собраны в многочисленные мелкие сборки. В отличие от шаровар их просторные штанины книзу постепенно сужаются. Изар держатся на бедрах с помощью тесемки «изарбанд», продернутой в подшитую складку. Хочу заметить, что "штаны" не редко выглядят слишком короткими, на подобии шорт!

Это нормальный вариант их ношения. Далеко не все моджахеды носят длинные штаны!!! Более того ранее(во время Советской компании) рубахи часто были до колен и очень узкими, при длинных и очень широких штанах.

Ныне тенденции помениляись и чаще можно встретить афганца в большой (широкой и длинной, ниже колен) рубахе при обычных или даже коротковатых штанах.

Обыкновенно материал исполнения "рубахи" и "штанов" из хлопка  или смесовой ткани (чаще всего, потому как долговечна при относительной лёгкости, "держит" солце, пот и стирки), иногода полностью синтетической. Хлопок лично мне попадается реже (возможно потому, что он достаточно быстро приходит в ветхое состояние от стирок, солнца и пота; долго сохнет).

Белую одежду, повседневно носят главным образом лица духовного звания. Остальные носят её чаще в пятницу. Однако в современном афганистане эта традиция смазалась, есть огромное количество фото и видематериалов, где самые рядовые;) моджахеды и крестьяне носят белые одежды повседневно. Движение "талибан" испльзует чёрные чалму и жилетки (не считать это стереотипом, однако была у них такая мода)

Сейчас "талибан" разннообразен в цветовой гамме, так как в его рядах воюют моджахеды из разных Афганских провинций и Пакистана.ПЕРУХАН, ПИРУХАН, КУРТА рубаха Поверх изар носится свободная длиннополая рубаха до колен, а иногда и ниже, с разрезами внизу по бокам. Разрезы бывают с прямоугльным краем и с закруглённым( на фото чёрной рубахи края закруглены). Широкие рукава, перехваченные у запястья обшлагом на пуговицах, образуют небольшой напуск (однако есть фото, где моджахеды в рубахах с "подстреленным" рукавом) Так же существуют комплекты без манжет на рукавах. Воротник отлажной или стоечкой.

ВАСКАТ, САДРЫЙ жилетка Поверх рубахи почти все афганцы носят жилетку или национальную безрукавку, и то и другое называют «васкат» (английское waistcoat) как правило с четырьмя карманами на полах с застежкой впереди. Жилет не принято застёгивать, однако в холодную погоду они могут даже ушанку трофейную одеть не говоря уже про пуговицы на жилетке. Нормальным явлением считается когда поверх пирухана одевают свитер, а затем жилет или пиджак. Вид получается очень интересный.

ЛЮНГИ, ЧАЛМА головной убор Чалма - древнейший головной убор. Ее носят мужчины с 12-15-летнего возраста. Она представляет собой не очень широкий кусок материи длиной до 5 м. В будни носят чалму из простой хлопчатобумажной ткани больше темных тонов иногда синтетической или смесовой. А в праздники, к которым относится и пятница - официальный выходной день во всех учреждениях Афганистана, надевают такой головной убор из тонкой шелковой материи предпочтительно белого цвета. Суть в том, что белый цвет символизирует чистоту помыслов. Так религией рекомендовано выглядеть мусульманину.

Афганцы очень искусно наматывают чалму на голову, оставляя свободным конец длиной сантиметров семьдесят, который, словно коса, свисает с левой стороны, иногда его закидывают за плечо. Иногда чалму наматывают на шапочку - «колах», "коло" похожую на тюбетейку. Движение талибан зачастую использует черную ткань для завязывания чалмы.

ПАКУЛЬ, ПУШТУНКА, ЧИТАРЛИ, ПАКОЛ головной убор Мужской головной убор из шерсти верблюда или ягненка, в развернутом виде напоминает небольшой мешок с плоским дном с небольшими выступающими краями. В свернутом виде "две лепёшки".

Широкая известность к этому головному убору пришла в 1980-ые годы, во времена войны моджахедов против советских войск. Пакуль получил большую популярность среди пуштунских племен в начале XX века в значительной мере из-за громосткости тюрбанов.

ЧАДАР / ПАТУ / КАИШ накидка  размеры: 135cм  287 см

лично мой (Мустафовский:) чадар купленный недавно, длиной 2.40 и шириной 1.30 метра. Накидка является обязательной принадлежностью и афганца-крестьянина, кочевника, и горожанина. Это просто отрез хлопчатобумажной, шерсмтяной ткани размером с простыню. Применение чадар настолько универсально, что афганец почти никогда с ним не расстается. Основная его функция согревание в холодную погоду.

В «исходном положении» он обычно переброшен через плечо. Но в холодное время им обматывают голову и шею, утепляют плечи и грудь, а в жару укрываются от палящего солнца. При совершении намаза чадар заменит молитвенный коврик, после омовения - полотенце. Если афганец решит освежиться в реке, то накидка, искусно обвязанная вокруг бедер, превратится в купальный костюм. Прежде чем сесть на землю или на что-то жесткое, подкладывается тот же чадар. Надо вытереть где-нибудь пыль - чадар заменит тряпку. Если афганец разжился на базаре лепешкой или кусочком мяса, он завяжет в накидку и то и другое, поместив каждый предмет в отдельный узелок, и забросит «рюкзак» за спину. Словом, трудно предусмотреть случай, когда бы не выручил чадар.

Александр إسكندر Макар مقارАльберт البيرت Максим ماقسيمАнатолий اناتولي Матвей ماتفيАндрей اندري Геннадий غيناديАнтон انتون Георгий جيورجيАркадий ارقادي Денис دينيسАртём ارتيوم Дмитрий دميتريАртур ارتور Евгений إفغينيБогдан بوغدان Михаил ميخائيلБорис بوريس Николай نيقولايВадим فاديم Олег اوليغВалентин فالينتين Павел بافلВалерий فاليري Пётр بيوترВасилий فاسيلي Родион روديونВиктор فيكتور Роман رومانВиталий فيتالي Руслан روسلانВладимир فلاديمير Семён سيميونВладислав فلاديسلاف Сергей سيرجيВячеслав فياتشيلاف Станислав إستانيسلافЕгор إغور Степан إستيبانИван إفان Тарас تاراسИгорь إيغور Фёдор فيودورКирилл كيريل Филипп فيليبКонстантин قونستانطين Феликс فيليكسЛев ليف Эдуард إدواردЛеонид ليونيد Яков ياكوفإستانيسلاف

фото с М-серией,но в описании и знатоки говорят они с ними только для показухи на камеру!!!

kicklife.livejournal.com

«Моджахед» и «шурави» объясняются в любви

Дело было в горах Афганистана. Наша машина, попав в глубокую яму на разбитой дороге, так сильно накренилась, что я вскрикнула от испуга. Идиот-водитель захихикал от удовольствия и, показывая на меня пальцем, сказал: «Смотрите, она боится!» «Это ты, дурак, боишься, - оборвал его замначальника местной полиции Акрам. - Она шурави (советская). А шурави никогда ничего не боятся!» Я раздулась от гордости как лягушка, получив в награду этот почти забытый титул «советская».

Слово «шурави» в нынешнем Афганистане - как медаль за храбрость, звание круче генеральского, дань сентиментальности любимому врагу. В этой стране, где война есть нормальное упражнение инстинкта, освященного обычаем, русские показали и широту натуры, и щедрость, и умение драться до конца. Время стерло ошибки и ненависть. Осталось уважение сродни тому, какое сильный зверь испытывает к столь же сильному, и подобие ностальгической нежности к тем, кто строил здесь госпитали и заводы, открывал школы и прокладывал дороги, кто был достойным противником и заклятым другом.

Когда русские вошли в Афганистан, Збигнев Бжезинский, советник президента США Джимми Картера по вопросам национальной безопасности, произнес знаменитую фразу: «У нас появился исторический шанс дать Советскому Союзу свой Вьетнам». Мы получили свой Вьетнам, но это никого и ничему не научило. Афганистан, эта яростная земля с гибельным климатом, всегда будет точкой пересечения стратегических интересов могущественных держав. Теперь мы, русские, в свой черед, не без злорадства наблюдаем, как другие в Афганистане ломают себе шеи и наступают на те же грабли.

Кабул. Что переменилось?

Все и ничего. Пять лет я не была в этом городе. Пыль по-прежнему стоит столбом и нет канализации. Но выросли роскошные отели (куда, однако, талибы умудряются подбрасывать ночные письма иностранным постояльцам, обещая им День Гнева), появились рестораны для «западников», охраняемые круче, чем военные объекты, на улицах можно встретить женщин с открытыми лицами. Но главная перемена - это СТРАХ, поделивший Кабул на два города - «белый» и «черный». «Белый» город иностранцев с наступлением темноты прячется в чистенькие, охраняемые солдатами и колючей проволокой дома, в цивилизованную «тюрьму», а «черный» город берет власть в свои руки. Он взрывает бомбы и похищает людей, планирует заговоры и торгует героином. Два Кабула фактически не имеют точек соприкосновения и живут параллельной жизнью.

«Бежать иль не бежать? Вот в чем вопрос...» - восклицает местный английский журнал для иностранцев «Афганская сцена». Вопрос отнюдь не праздный, и каждый решает его для себя. Редкий «западник» передвигается без охраны, и я была, пожалуй, единственной иностранкой, ездящей на местном такси (не из храбрости, а из жадности, чтобы не платить за охрану и дорогое «англоговорящее» такси). Первый раз, когда таксист заблудился (в Кабуле нет ни названий улиц, ни номеров домов) и машину окружила толпа оборванцев, по которым явно плакала тюрьма Гуантанамо, я по-настоящему испугалась. «Здравствуй, шурави!» - по-русски кричали оборванцы, и я пожала десяток темных, как сажа, рук, тянувшихся в окно машины. Нам охотно объяснили дорогу и на мое местное «ташакор» радостно закричали «спасибо».

Один из «моих» таксистов по имени Абдулла мог даже сносно объясняться по-русски. На вопрос, сколько ему лет, ответил неопределенно: «Сорок - сорок пять». (В Афганистане многие понятия не имеют, сколько им лет, и не придают возрасту большого значения. Дни рождения здесь не празднуются, и после долгих подсчетов люди отвечают весьма приблизительно.) Зато Абдулла четко помнил: когда русские ушли из Афганистана, ему было двадцать. «Брежнев - хорошо, Горбачев - плохо», - сумрачно сказал мне Абдулла. «Почему же?» - удивилась я. «Брежнев был, шурави пришел. Горбачев был, шурави ушел. Нехорошо». У моего собеседника готов ответ на все политические вопросы современности: «Американцы - плохо. Буш - мафия. Карзай - мафия. Социализм и коммунизм - хорошо, империализм - плохо». Я совершенно неприлично засмеялась, и Абдулла обиделся: «Зачем смеешься?» Я извинилась. Можно только восхищаться живучестью советской пропаганды. Вот человек, столько лет не говорил по-русски, почти забыл язык. Но ты разбуди его ночью, и он тут же скажет: «Коммунисты молодцы, капиталисты подлецы».

Кабул считается самым благополучным городом Афганистана. А уже до знаменитого аэропорта Баграм (всего-то полчаса езды от столицы) частные охранники требуют 500 долларов за доставку клиента. На восток Афганистана не сунешься, там держат власть неистовые полевые командиры вроде Гульбеддина Хекматияра. Юг страны в руках талибов и полностью отрезан от центра огнем войны, и разве что сумасшедший рискнет ехать туда на машине. (Войска НАТО на юге создают активную иллюзию военной деятельности, но, в сущности, охраняют сами себя.) На севере хозяйничают разбойники, двигаться можно только днем, поручив себя воле Аллаха, а с наступлением темноты путешественники укрываются в нищих гостевых домиках, где до рассвета рассказывают друг другу истории о ночных убийствах и ограблениях.

Президента Афганистана Хамида Карзая иронично называют президентом Кабула. Там, где начинаются дороги, заканчивается хрупкий мир, официальная власть и цивилизация.

Афганские дороги

Они, несомненно, прокляты. Каждый их метр слышал больше ругательств, чем любая дорога в мире. Расстояние здесь меряют не километрами, а часами пути. Вы смотрите на карту и прикидываете: ну что такое 250 километров? Максимум четыре часа езды. Как бы не так! Все восемь, а то и девять. К плохим дорогам прибавьте причуды бесноватой природы: бури, ливни, вызывающие наводнения, камнепады, снежные завалы в горах.

Однако ни бандиты, ни талибы, ни война, ни природные катаклизмы не останавливают экстремалов-туристов. Прославились два итальянских велосипедиста, проехавших почти весь Афганистан (их потом видели в одном из баров Кабула, пьяных в стельку от счастья). Недавно через столицу пешком прошла семья английских путешественников (муж, беременная на восьмом месяце жена и маленькая девочка). Никто не знает, откуда они шли и куда. В мае был скандал с двумя альпинистами из Подмосковья. Во время боевой операции против талибов в Нуристане американцы сняли россиян прямо с гор (чудом не подстрелили). Потом их забрало наше посольство. Альпинисты, кстати, страшно возмущались, что им не дали покорить какой-то пик. А два месяца назад неизвестные убийцы перерезали горло влюбленной паре немецких журналистов (они поставили на ночь палатку на берегу реки). И последняя печальная новость: исчезновение русского путешественника - Сергея Березницкого.

Пускаясь в путь, вы рискуете и жизнью, и кошельком, а значит, доберетесь до цели иншаллах («если захочет Аллах»). Когда мы ехали на север через мрачный туннель перевала Саланг, построенный русскими, мой водитель Рахмун в ужасе вспоминал прошлую зиму. «Нас засыпало снегом в туннеле на двое суток, - рассказывал он. - Я остался без еды и воды, ел один снег. А когда нас откопали, я вышел на улицу и ослеп, ничего не видел после стольких часов, проведенных в темноте».

У туннеля Саланг - печальная слава. Каждую зиму здесь гибнут люди. После туннеля последнее, что мы видели отчетливо, - скромный памятник советскому солдату Сергею Мальцину, погибшему в 1985 году. Потом завыл ветер, и в одно мгновение все исчезло. Пыльная буря! Небо смешалось с землей. Машина встала. Вокруг - непроглядная белая тьма. Дышать невозможно даже в машине - пыль проникает в любые щели. На зубах скрипит песок, в горле скребет, глаза краснеют и слезятся. Несколько часов мы двигаемся наугад. На дороге неподвижно стоят оцепеневшие от страха и ослепшие от пыли ослики. К вечеру тьма из белой становится оранжевой, марсианской.

Только к ночи мы добрались до Кундуза, что недалеко от таджикской границы. И тут как назло хлынул ливень, от чего мгновенно раскисли глиняные дороги. Я выпрыгнула из машины и увязла в грязи по щиколотку, как муха в варенье. Вокруг - ни огонька. Буря сорвала провода и лишила весь район электричества на несколько дней.

Переводчик и водитель нашли приют в гостевом доме, где их любезно предупредили: «Увидите скорпионов - не пугайтесь!» «А что делать-то?» - растерянно спросили ребята. «А ничего. Скорпионы свои, домашние». А меня пригрели в доме ооновских работников, который смело можно называть Домом имени СССР. Там жили два таджика, узбек, два хохла и один белорус. Мне дали комнату и налили водки, потому что я была «своя», из той, уже не существующей страны, оставшейся в нашем детстве и юности. Ночью, при свечах, мы стукнулись рюмочками и выпили за трижды проклятый и трижды прекрасный Советский Союз.

В гостях у наркодилеров

Городок Кундуз - перекресток на путях наркоторговцев и своего рода биржа героина и опиума, где встречаются посредники и устанавливают цены. Именно через Кундуз идет главная наркодорога на Таджикистан, а оттуда в Россию. Вычислить, кто в городе занимается страшным делом, не составляет труда. Прямо в грязи поднимаются новенькие, блестящие особняки, чьи хозяева катаются по городу на неуместных «Лексусах». Наркодоходы (а других доходов в здешних местах не бывает) растут как на дрожжах. Вся экономика Афганистана переживает сейчас настоящий героиновый бум, на глазах превращаясь в почти легальное наркогосударство. За последние пять лет площадь плантаций опиумного мака выросла больше чем вдвое, достигнув 165 тысяч гектаров (при талибах - 70 тысяч гектаров). В Афганистане выращивается 92 процента всего мирового мака, а в этом урожайном году производство опиума поднялось до рекордной отметки в шесть тысяч тонн.

Новая, еще не достроенная вилла наркодилера средней руки. Все мы не без приятности располагаемся на дорогих красных коврах. На потолке множество лепнины, до боли напоминающей дома «новых русских» после перестройки. В ожидании хозяина все пьют бесконечный чай и ведут светскую беседу. Поскольку я «шурави» («советская»), мне стараются сказать нечто приятное: «Вот у нас в Тадж-Кургане в таком-то году воевали ваши спецназовцы. Какие люди были! Здоровенные лбы! Сколько наших положили!» Все уважительно цокают языками и качают головами. Дикие натуры умеют ценить мужество, а особенно мужество врага.

Окончание в следующем номере.

www.kp.ru


Смотрите также