Как называется фурнитура для сумок. Термины и определения. Название деталей рюкзака


изучаем анатомию сумки – Ярмарка Мастеров

У меня, как у многих здесь мастеров и мастериц, время от времени появляется такое настроение — хочется замахнуться на что-то новенькое, что еще никогда не делала (по крайней мере, профессионально). В этот раз — сумки! Знаете, наверное, это чувство — вот если «прям щаз» не начну делать — лопну, как шарик :)

Так вот, начала «по сусекам» добывать информацию по «сумочной анатомии» — составные части, нужная фурнитура. Обнаружила много интересного, и первым кратким конспектом из 34 пунктов хочу поделиться. Надеюсь, будет полезно для начинаюших и просто для более квалифицированного выбора сумки.

Как минимум, чтобы понять, за что берут такие деньги знаменитые компании, типа Lui Vuitton (терпеть не могу их вишенки!).

сумки, пошив сумок, фурнитура для сумок, фермуар, пукля, горт, кедер, ботан, цупфер, молния, бегунок

Составные (внешние) части сумки:

1. Стенки — деталь, образующая переднюю или заднюю часть корпуса сумки. Передней стенкой обычно считают ту, на которой располагают запирающие устройства и декоративные детали

2. Дно — деталь, находящаяся между стенками и являющаяся нижней частью корпуса сумки.

3. Ботан — деталь, образующая боковые и верхнюю части сумки (верхний ботан), а также боковые, верхнюю и нижнюю части изделия (круговой ботан). Ботан может быть цельнокроеным или составным из отдельных деталей.

4. Кокетка является составной частью стенки сумки, это декоративный элемент, позволяющий разнообразить модельные особенности.

5. Фальды — также составные части стенок сумки, но в отличие от кокетки выполняют практическую функцию, увеличивая ширину сумки в верхней части.

6. Клинчик — боковая деталь сумки. Клинчик может быть простым, если соединен по бокам со стенками и в нижней части с дном; или одно-, двух или многоскладочным, с вертикальными складками, обычно такие сложные детали применяют в сумках с перегородками; а таккже клинчик с боковинкой, деталью с помощью которой клинчик крепится к стенкам изделия.

7. Клапан — отлетная деталь, служащая для закрывания сумки или обработки верхнего среза прорезного или накладного кармана.

8. Обтяжка — деталь отделки, предназначена для обтягивания других деталей.

К внутренним деталям относят внутренние карманы, перегородки, средники.

9. Средник — это перегородка-карман с рамочной застежкой.

10. Перегородки, как и средники, разделяют внутреннюю часть сумки на два или несколько отделений.

Теперь о  фурнитуре:

11. Замки. Ставятся не только на мужские профессорские портфели, но и на барсетки и сумки-почтальоны (через плечо), которые часто встречаются. Разумеется, замочки ставятся на многообразные женские сумки, клатчи и кошельки. Бывают двух видов: цупферные и поворотные. Цупферные замки крепятся на край кожи и защелкивается в нижнюю часть замка.

12. Пряжки состоят из металлических (пластмассовых и т. п.) рамки и язычка, фиксирующего ремень в пряжке при его продевании в отверстие на ремне.

13. Запряжник — деталь, к которой прикрепляется пряжка.

14. Ручки. Существует непосредственная связь между дизайном ручки и стилем самого изделия. Разумеется, второе предопределяет первое. Для портфеля в консервативном офисном стиле необходима ручка классического вида. На дамской сумочке часто крепят блестящие детали — металлические, ручки для сумок фиксируют на металлических кольцах, полукольцах, цепочках и пр.

15. Карабины — вид крепления. Изогнутый прут с защелкой. Предназначен для подвижного скрепления двух предметов (например, сумки и ремня).

16. Заклепки — разновидность крепежа в виде круглого стержня или трубы, с одной стороны имеющая закладную головку и образующуюся в процессе клёпки замыкающую (высадную) головку.

17. Клепки — похожи на заклепки, но носят более декоративный характер.

18. Кольца — нужны для оформления сумок, обуви и пр. Пряжки — либо соединительные элементы, декоративные украшения, либо практичное дополнение — зависит от широты фантазии дизайнера, придумавшего сумку или другое изделие. Согласно фасону изделия выбирается фурнитура — кольца декоративные или украшенные стразами, разъемные или литые.

19. Полукольца — соединительный элемент к карабинам. Крепится на шлевке.

20. Люверсы — это металические колечки для укрепления краев дырочек. Применяются для того, чтобы продеть потом шнурочек, или ручки, или кольцо. Для завязывания рюкзака, для навесных тентов и парников.  Для ошейников собак, в головных уборах! И, конечно, в одежде и обуви. Ставятся они пресом и соответсвующей по размеру матрицей.

21. Кнопки — разновидность металлических застежек.

Обладают рядом достоинств:•    они легко расстегиваются и застегиваются;•    надежно фиксируются на текстильных и кожаных изделиях;•    просты в использовании;•    износоустойчивы, а значит, их можно долго эксплуатировать.

22. Хольнитены остоят из двух частей. Используя хольнитен, закрепляют швы изделий, пошитых из плотной и толстой ткани. С использованием хольнитенов производят:•    джинсовую одежду;•    спецодежду;•    палатки;•    спортивное снаряжение;•    ремни, сумки, рюкзаки;•    обувь.

23. Цепочки. Коко Шанель часто теряла сумочку — и это была одна из причин, почему ей не хотелось ходить с ридикюлем в руке. Это сподвигло законодательницу мод на создание великолепного изобретения, актуального и поныне. Так появилась на свет маленькая сумочка на цепочке, которую можно было носить на предплечье. Это был ридикюль с двумя цепочками вместо ручек.

24. Кобурные кнопки. Название происходит от слова «кобура». Для легкого открывания в нужный момент.

25. Крючки — скрытая застежка, которая составлена из непосредственно крючка и петли.

26. Шлевки. Используя шлевку, можно соединить детали — так работает шлевка для ремня, крепление не жесткое, но прочное. При другом варианте соединение происходит зацеплением за регулировочную пряжку карабина с зафиксированными на нем ремнем либо лямкой. Шлевка металлическая может быть всего лишь функциональной деталью или же она служит декором вещи.

27. Бегунки для молний — незаменимая ее часть. Им две половинки замка-«молнии» соединяются — зубья одной ленты попадают между зубьями второй. Так создается прочное соединение. От размера зубчиков «молнии» зависит и размер слайдера — бегунка галантерейного. Поэтому при выборе бегунка для «молнии» маркировка его важна — на нее обязательно нужно обратить внимание.

28. Пуллеры для молний. Так называется обычная подвеска для молнии, которая крепится на бегунке. Все взаимосвязано — и без кулона для молнии замок нормально не работает.

29. Цупфер — деталь, прикрепляемая к замку и предназначенная для удобства его закрывания и открывания.

30. Горт — деталь, которая продевается в пряжку или петлю и предназначена для закрывания сумки или кармана. Горт может использоваться и в декоративных целях.

31. Кедер — узкая наружная деталь, предназначенная для укрепления шва и сохранения определенной формы каркаса.

32. Металлический уголок для обработки уголков планшета, книг, кошельков, блокнотов, клатчей. Это придает им солидность и защищенность.

33. Фермуары — это рамки для сумок, название которых происходит от французского слова fermoir, что означает «замочек, застежка, защелка». В сущности, это каркас для сумки, который позволяет ей сохранять форму. С помощью застежки фермуар возможен пошив сумок различной величины и дизайна. Рамочный замок фермуар добавляет аксессуару функциональности. Сумка с фермуаром смотрится более стильно и элегантно — это настоящее украшение для сумки, кошелька либо футляра для очков.

34. Пукля — фурнитура для пошива сумок, которая помогает спасти дно любимой сумки от истирания или загрязнения. В сущности, это ножки для сумок — они не только служат защитой дну сумки, но и украшают аксессуар. Пукли могут иметь различную форму — полусферическую, конусообразную, прямоугольную и т. п.

www.livemaster.ru

Как называется фурнитура для сумок. Термины и определения.

Фурнитура для сумок несет в себе определенную функцию - сделать предмет вашего гардероба элегантным и удобным. Это яркий акцент в декоре, имеющий богатый ассортимент. Мы поможем не запутаться в терминологии, чтобы вы могли разобраться с деталями, от которых зависит функциональность дамского атрибута. Например, выбирая рюкзачок, стоит обратить пристальное внимание на крепежи. Это относится к любым моделям, которым предстоят жесткие эксплуатационные условия.

На что стоит обратить внимание?

Почему важно знать название фурнитуры? Вы сможете на месте определить:

  • Как скользит бегунок по поверхности полотна.
  • Удобна ли для вас форма замка.
  • Надежно ли молния защищает содержимое.
  • Качественно ли прикреплены ручки.

Предпочтение лучше отдавать металлической фурнитуре, нежели из пластика. Она окрашивается в один из цветов, но мастера советуют остановиться на никеле (серебро, хром) или антике (старая латунь). Менее желательно покупать товар с золотой фурнитурой (латунь). Если металл некачественный, цвет со временем потемнеет.

Элементы декора

Замок

Без застежки не обходится ни одна сумочка. Эта защитная деталь способна придать товару интересный внешний облик. Замок изготавливается в виде защелки, запора; он может иметь форму квадрата, круга, прочих геометрических узоров.

Молния

Такие застежки предназначены для больших отделений, потайных отсеков.

Вертлюги

Две петельки, вращающиеся обособлено. Эта часть, которая входит в состав карабинов.

Держатель ремешка

Круглое или полукруглое колечко. В нем проделывается отверстие, куда прикрепляется заклепка.

Кольца - карабины

Крепят ручки к кожгалантерее. Изделие большого диаметра может выполнять роль самих ручек. Это комбинированная модель. Она используется при пошиве кожгалантереи.

Карабины

Помогают ремешок отсоединить от клади. Металлические изделия отличаются износостойкостью. При выборе клатча, например, посмотрите на ширину ушка приспособления.

Ручкодержатели

Выполняют роль крепления к основной части сумки.

Люверсы

Делают края отверстий, куда крепятся комплектующие, более надежными. Это втулки и шайбы. Также используется в качестве декора.

Пукли (ножки)

Они бывают конусообразные, сферические или прямоугольные. Служат элементом защиты товара от загрязнений. С ними изделие прослужит дольше.

Пряжки и удавки

Созданы для регулировки длины ремешка, чтобы вам было комфортно носить сумку, отталкиваясь от своего роста. Конструкция может быть литая или содержать плавающую перекладину.

Теперь вы знаете, из каких элементов состоит ваша любимая сумочка.

sumki-persona.ru

Из чего делают рюкзаки

Ткань

От прочности ткани во многом зависит долговечность рюкзака (немаловажны также швы и конструкционные особенности, но об этом чуть позже).

Большинство рюкзаков шьются из синтетических тканей. Самыми распространенными среди них являются Cordura и Oxford, последний имеет еще одно название, широко известное в нашей стране - авизент. Oxford мягче и легче, чем Cordura, но менее прочен. Появляются и новые материалы - например, TitanTex, в который вплетены сверхпрочные волокна.

Для увеличения прочности некоторые производители армируют ткани кевларовыми нитями. Патентом на большинство подобных материалов обладает компания DuPont. Часто приходится сталкиваться с китайскими подделками, которые дешевле, но и менее прочны.

Cordura бывает разной плотности, маркируется цифрами до 1000 включительно. Чем выше цифра, тем прочнее и тяжелее ткань. Поэтому типы тканей комбинируют: в наиболее истираемых местах ставят более тяжелую ткань, менее ответственные узлы изготавливают из более легких материалов.

Все эти ткани имеют водонепроницаемый слой, но это не всегда можно считать однозначным плюсом. Во-первых, через швы рюкзак все равно рано или поздно промокнет, во-вторых, сохнуть он будет очень долго, в третьих, пропитка не слишком долговечна. Поэтому до сих пор встречаются рюкзаки, сшитые из простого технического капрона, который использовался и 10-20 лет назад. Ткань без пропитки быстро промокает, но зато и очень быстро сохнет.

Для того, чтобы рюкзак не промокал снизу (например, чтобы его можно было поставить на мокрую траву или на снег), дно делают из плотной абсолютно непромокаемой ткани - из Тезы и ее аналогов, идущих на изготовление байдарок и катамаранов.

Еще один важный момент - так называемый "горячий крой". Это означает, что края всех деталей рюкзака, выполненных из синтетических тканей, должны быть обязательно оплавлены. Иначе рано или поздно под нагрузкой ткань будет трепаться. Если рюкзак изготовлен не из синтетики, то края должны быть обточены или обработаны оверлоком.

Нитки

Рюкзаки шьют прочными синтетическими нитками (полиамид, капрон или капрон-лавсан). При этом прочность нити должна соответствовать прочности ткани, иначе шов под нагрузкой может прорезать ткань. Поэтому в тех редких случаях, когда рюкзак изготавливают из брезента или его аналогов, нитки тоже берут хлопчатобумажные. Концы швов застрачивают, то есть проходят на швейной машинке несколько раз взад-вперед.

При самодельном изготовлении капроновые нитки еще и оплавляли зажигалкой - образуется небольшой шарик расплавленного капронового волокна, который не дает нитке проскочить через ткань. В промышленных образцах так уже не делают.

Стропы

Еще один важный элемент любого рюкзака - стропы, из которых изготовлены лямки, поясник, боковые стяжки и все прочие регулировки объема. Де-факто стандартом являются капроновые стропы разной плотности и ширины. Обычная ширина - 15, 20, 25, 30 и 50 мм. Для каждого варианта - свое предназначение.

Самые узкие стропы идут на всевозможные дополнительные элементы, крепление внешнего груза, ледоруба, коврика и тому подобных вещей. Стропы 20 мм уже могут использоваться для боковых стяжек - на этом достигается небольшое снижение веса. Наиболее популярная, базовая ширина - 25 мм. Большинство строп на рюкзаке - именно такой ширины. Фурнитура тоже чаще всего рассчитана на такое значение, поэтому проще найти в продаже пряжку взамен сломавшейся. Стропы 30 и 50 мм используются для поясного ремня, причем 50 мм предпочтительнее.

Концы строп либо срезают наискось, что облегчает вдевание в пряжку, либо зашивают в 2-3 слоя, что препятствует самопроизвольному выскальзыванию кончика из пряжки (особенно важно на пряжках-фастексах, которые в противном случае могут потеряться).

Еще один вариант - конец ремня сшивают достаточно большой петлей, куда можно просунуть ладонь в рукавице. Это делается в расчете на работу при предельно низких температурах, когда работать голыми руками невозможно.

Стропы бывают мягкие и жесткие. Для пряжек лучше мягкая стропа, а жесткая идет на всевозможные ручки и петли. Плотность - важная характеристика, имеющая прямое отношение к долговечности. Слишком "рыхлая" стропа быстро начинает трепаться, особенно в пряжках с зубчиками, она может перекручиваться в пряжках, сильно тянуться под нагрузкой и вообще вести себя самым неподобающим образом. С другой стороны, слишком плотная стропа становится жесткой, ее тяжело затянуть.

Стропы несут в себе и функцию дизайна. Крупные фирмы-производители ставят на свои изделия стропу со своим логотипом, затейливым орнаментом или просто хорошо сочетающимся с остальными элементами цветом.

Фурнитура

Фурнитура - это пряжки, молнии и все прочие крючочки-застежки на вашем рюкзаке. Они должны быть прочными и удобными. В зимних путешествиях работать с пряжками приходится в рукавицах, и это предъявляет очень жесткие требования к эргономичности фурнитуры - плохо, если надо снимать рукавицы, чтобы залезть в рюкзак.

Еще недавно считалось, что самая прочная фурнитура - металлическая, но впоследствии оказалось, что хорошая пластиковая пряжка способна выдержать не меньшие нагрузки, а вес при этом заметно снижается. При очень сильных морозах пластиковые пряжки становятся хрупкими и требуют большой деликатности в обращении, без резких рывков и ударов.

Самый популярный элемент фурнитуры на рюкзаке - "трехщелевая" пряжка. Она позволяет затягивать стропу и применяется на лямках, боковых стяжках, для крепления клапана со стороны спины. Пряжка должна соответствовать ширине стропы. Необходимо, чтобы стропа жестко фиксировалась в пряжке, и при этом легко затягивалась. Это зависит не только от свойств самой стропы, но и от геометрии и материала пряжки.

Поскольку на такой фурнитуре крепятся лямки, требуется повышенная прочность. Хорошая пластиковая "трехщелевая" пряжка шириной 25 мм выдерживает рывок в 200 кг, металлическая - чуть больше. Из производителей фурнитуры наиболее известны западные Nexus, National Molding и отечественные "Снаряжение" и "Апри".

На поясном ремне необходима пряжка-самосброс. Во времена самодельного снаряжения на поясники ставили автомобильные ремни безопасности или ремни от самолетных кресел. Не секрет, что в результате массового увлечения туризмом в половине самолетов в СССР выполнить указание пилота "пристегните ремни" не представлялось возможным. Более законопослушные граждане были вынуждены самостоятельно выпиливать пряжку из металла (который тоже где-нибудь воровали).

Самосброс на пояснике - требование безопасности. Важно, чтобы в критической ситуации можно было мгновенно освободиться от рюкзака. Существует два современных варианта поясной пряжки - фастекс и собственно "самосброс".

Фастекс (есть еще термин "трезубец") удобнее застегивать, "самосброс" - расстегивать. Фастекс конструктивно сложнее, и поэтому менее надежен. Наиболее часто пряжки на поясном ремне ломаются не от использования при каких-то экстремальных нагрузках, а потому что на них наступают, когда рюкзак лежит на земле.

Важно, чтобы пряжки поясника не были намертво пришиты, иначе "убитую" пряжку трудно заменить, придется распарывать швы. Все сказанное справедливо и для пряжек клапана, за тем исключением, что на них труднее наступить ногой.

Для крепления альпинистских кошек, дополнительного объема, навесных карманов, коврика и вообще чего угодно, на рюкзак пришивают пластиковые накладки с прорезями. Это наименее подверженный поломкам элемент фурнитуры - просто нечему ломаться.

Для затягивания шнурков, например на горловине рюкзака, используются зажимы-"танки". Почему "танки" - честно говоря, не знаю. В использовании зажимы очень удобны, но под нагрузкой все равно "едут", не могут намертво зафиксировать шнурок.

Полезные мелочи - "колокольчики" на конце шнурков, позволяющие ухватиться в рукавице. Стоит обратить внимание и на то, как сделаны в рюкзаке отверстия для шнурков. Это могут быть металлические люверсы или накладки из кожи. Кожа легче, проще в ремонте и замене, но менее долговечна. Люверсы имеют неприятное свойство частично отрываться от ткани.

Помимо этой основной фурнитуры, существует еще великое множество всякого эксклюзива. Некоторые фирмы специально заказывают необычные пряжки, чтобы их продукция отличалась от конкурентов. По большому счету, это все от лукавого, но попадаются и очень удачные решения.

С нестандартной фурнитурой могут возникать проблемы при необходимости замены вышедшей из строя пряжки: очень часто ломается "трезубец" фастекса, и если он нестандартный, то вы никогда не найдете аналог, и придется менять весь узел целиком, распарывать швы, перешивать ремни...

Отнесем к фурнитуре и застежки-молнии. Их делят на два типа: "витые" и "трактор". Трактор - это молния с крупными зубьями, каждый из которых отдельно закреплен на тканной основе. При движении бегунка такая молния издает характерный звук работающего вдали трактора. Витые молнии изготавливают по другому, зубья образуют непрерывную витую леску. Такие молнии дешевле. Вопpеки pасхожемy мнению, они слyжат достаточно долго. "Тpактоp" тоже не гаpантия - иногда y него начинают выпадать зyбья.

Из производителей традиционно ценится YKK. Многие фирмы сейчас заказывают на специализированных фабриках замки для молний с собственной символикой, так что определить, кто же настоящий производитель, не всегда возможно.

trenager.com

3. Ассортимент, конструкции и работа деталей кожгалантерейных изделий - Раздел 1 - Материалы для изделий из кожи - Своими руками

 Ассортимент кожгалантерейных изделий чрезвычайно широк. К ним относятся сумки, чемоданы, портфели, ранцы, папки, ремни поясные, ремни для часов, перчатки, рукавицы, а также мелкие изделия: портмоне, бумажники, кошельки, обложки для документов и книг, футляры для очков, ключей и др.

 Назначение этих изделий различно, поэтому и конструктивные решения их разнообразны.

 Сумки. Среди кожгалантерейных изделий наибольшую долю составляют сумки. Они предназначены для хранения и ношения различных предметов. Сумки классифицируют по способам закрывания и изготовления, степени жесткости, наличию деталей, размеру и форме изделия и деталей, материалам, фурнитуре, виду отделки.

 По способу закрывания сумки делят на классы: с рамочным замком, с клапаном, на застежке-молнии, открытые.

 По способу изготовления сумки подразделяют на два подкласса: выворотные и невыворотные.

 По конструкции корпуса сумки делят на группы. Корпус может состоять из двух стенок и ботана; из полотна и двух клинчиков; из двух стенок, дна и двух клинчиков; из двух стенок и дна; из целого полотна; из двух стенок.

 По степени жесткости сумки классифицируют на подгруппы: мягкой, жесткой и полужесткой конструкции.

 Все детали сумок разделяют на наружные, внутренние и промежуточные.

 Наружные детали делят на основные и дополнительные. Основные наружные детали образуют корпус изделия. К ним относят стенку, фальду, дно и клинчик или ботан (рис. 5). Стенка 6 - деталь, образующая переднюю или заднюю часть корпуса сумки. Передней стенкой обычно считают ту, на которой располагают запирающие устройства и декоративные детали.

 Фальда 2 - деталь, соединяемая со стенкой сумки и предназначенная для прикрепления к ней застежки-молнии 3.

 Дно 7 - деталь, находящаяся между стенками и являющаяся нижней частью корпуса сумки.

 Клинчик 1 - боковая часть корпуса сумки.

 Ботан - образует боковую и верхнюю, боковую и нижнюю или боковую, верхнюю и нижнюю части изделия. Ботан, соединенный со стенками, составляет корпус сумки.

 В некоторых конструкциях сумок имеется клапан - деталь, предназначенная для закрывания изделия.

 Наружные основные детали сумки могут быть разнообразны по форме и конструкции. Например, клинчик может быть простым, с боковинкой, двухскладочным, с бантовой складкой и т. д.

 К дополнительным наружным деталям сумки относят те, которые не образуют корпус изделия и предназначены для ее ношения (ручки 4), закрывания (цупфер, горт 5, запряжник, застежка-молния 3 и др.), прикрепления ручек (петли, шлевки), крепления деталей и узлов (кедер, оплетка и др.), украшения (банты, накладки).

 Ручки бывают мягкими и жесткими, съемными и раздвижными, в виде ремня и т. д.

 Цупфер - деталь, прикрепляемая к замку и предназначенная для удобства его закрывания и открывания.

 Горт - ремень, продеваемый в пряжку.

 3апряжник - деталь, к которой прикрепляется пряжка.

 Шлевки предназначены для продевания и удерживания в них других деталей, например горта.

 Кедер представляет собой деталь, прокладываемую в шов между другими деталями для его- укрепления и создания декоративного эффекта.

 Оплетка служит для скрепления деталей путем плетения через край.

 К внутренним деталям относят подкладку, внутренние карманы, перегородки и др.

 Подкладка чаще всего выполняется в виде цельной детали. Иногда подкладку имеют и некоторые дополнительные детали (клапан, цупфер и т. п.).

 Внутренние карманы и перегородки могут быть открытыми или закрытыми на клапан, кнопку, застежку-молнию и т. п.

 Промежуточные детали в виде прокладок служат для укрепления конструкции, придания ей жесткости, создания возможности прикрепления замков, застежек-молний и других деталей.

 В сумках мягкой конструкции промежуточные детали придают изделию объемную форму. Портфели и ранцы. Предназначены для хранения и ношения книг, письменных принадлежностей. По конструкции они имеют много общего с сумками. Корпус портфеля (рис. 6) или ранца (рис. 7) может состоять из целого полотна; двух стенок, двух клинчиков и дна; полотна и двух клинчиков; двух стенок и ботана.

 В ученических портфелях и ранцах для школьников младших классов предусмотрены съемные заплечные ремни. Для прикрепления ручек имеются ручкодержатели. Для укрепления нижней части портфелей применяют углы и накладки.

 Чемоданы. Служат для перевозки и хранения вещей. Они, как правило, состоят из корпуса и крышки и имеют прямоугольную форму (рис. 8).

 Чемоданы запирают на замок или застежку-молнию. Крышку на корпус надевают встык или внахлестку. Для закрывания чемодана встык применяют фланец или кранцы. Фланец прикрепляют к внутренней стороне ботана корпуса по всему периметру, в результате чего образуется бортик, выступающий на 10 - 15 мм над верхним краем ботана.

 Кранцы укрепляют по периметру ботанов корпуса и крышки.

 При закрывании чемодана внахлестку по периметрам ботанов крышки и корпуса укрепляют деревянные рамки.

 Дополнительные наружные и внутренние детали чемоданов сходны с деталями портфелей.

 Специфическими деталями чемоданов являются внутренний стяжной ремень для удержания вещей, шарнир для прикрепления крышки к корпусу, крышкодержатель для фиксации положения крышки чемодана в раскрытом состоянии.

 Ремни. Подразделяются на поясные, часовые, поводковые и др. Они могут быть не только изделиями, но и деталями изделий, например сумок, портфелей и т. п.

 В зависимости от назначения ремни могут состоять из комбинаций следующих деталей: ремня, горта, запряжника, шлевок подвижной и неподвижной (закрепленной на ремне), накладки, хлястика (для стягивания деталей ремня), напульсника (деталь часового ремня, располагающаяся под часами), подкладки и т. д. Перчатки и рукавицы. Служат для защиты кистей рук от атмосферных воздействий и травмирования при контакте с неровными, горячими или охлажденными поверхностями предметов. Перчатки изготовляют пятипалыми, а рукавицы - одно- или двухпалыми (рис. 9).

 Перчатки изготовляют с подкладкой или без нее, а рукавицы - только с подкладкой. Рукавицы могут быть выворотными, а перчатки также и невыворотными.

 Перчатки по методу изготовления делят на строковые, полустроковые, дентовые, черескрайние, а рукавицы - натачные и черескрайные (с внутренним швом).

 Перчатки и рукавицы, конфигурация которых в отличие от других кожгалантерейных изделий зависит от формы верхних конечностей человека, имеют специфические детали и узлы.

 Перчатки и рукавицы имеют тыльную, ладонную и манжетную части, закрывающие соответственно тыльную и ладонную части и запястье руки.

 Деталь, закрывающая боковую сторону пальца, называется стрелкой. Для расширения манжетной части перчатки или рукавицы служит манжетный клин. Для лучшего обтягивания перчаткой пальца руки к основанию пальца перчатки прикрепляют пальцевый клин.

 Для закрывания большого пальца руки применяют напалок, для закрывания запястья - манжету. Манжету, расширенную в верхней части, называют крагой.

 Кроме названных наружных деталей, перчатки и рукавицы имеют запряжники, шлевки, хлястики, горты, оплетки, окантовки, накладки, назначение которых такое же, как и у других кожгалантерейных изделий. В некоторых случаях перчатки и рукавицы изготовляют с подкладкой.

 Мелкие кожгалантерейные изделия (портмоне, бумажники, кошельки, обложки, футляры и др.) состоят из комбинации деталей сумок, портфелей и других изделий.

 Условия эксплуатации кожгалантерейных изделий существенно различаются. Например, сумки и чемоданы в основном испытывают воздействия массы, формы и вида переносимых в них предметов. В результате в сумках часто отрываются ручки, деформируется корпус, загрязняется подкладка, разрываются замки-молнии, ломаются замки и рамки.

 Перчатки испытывают растягивающие, сгибающие и истирающие усилия при надевании, носке и снятии их с руки, действие потовыделений с поверхности кожи рук, особенно в ладонной части, атмосферные влияния (солнечные лучи, пониженная и повышенная температуры окружающей среды, пыль, влага и т. п.) с наружной стороны перчаток.

 Самым распространенным дефектом перчаток является нарушение ниточных швов на пальцах.

 Портфели, папки и чемоданы испытывают в основном действие массы переносимых в них предметов, а также атмосферные влияния. В этих изделиях наиболее часто в процессе эксплуатации нарушается форма, ломаются ручки, истирается поверхность наружных деталей, загрязняется подкладка, отрывается или ломается фурнитура (замки, уголки).

rukodelie.my1.ru

Всё о рюкзаках. Как выбирать рюкзак? Часть 1

Рюкзак - один из немногих видов туристского снаряжения, без которого не обойтись в любом виде путешествий. Горный поход, лыжная прогулка, подходы к начальной точке сплава по реке - везде нужна емкость для переноски вещей.

Типы рюкзаков

Мягкий рюкзак  Так называют рюкзаки, которые не имеют никаких жестких элементов каркаса. По объему это могут быть как очень большие, так и совсем маленькие рюкзаки. Основные плюсы такой конструкции - минимальный вес, возможность компактно свернуть пустой мешок и убрать, например, в байдарку или каяк. Для придания жесткости такой рюкзак надо правильно уложить, а это целая наука. Один из вариантов - внутрь укладывают пенополиэтиленовый коврик: либо жесткий лист вдоль спины, либо сворачивают длинный коврик по всей окружности рюкзака. В последнем случае теряется в среднем 11 литров полезного объема. Правильно уложенный мягкий рюкзак ни в чем не уступает более продвинутым каркасным моделям.

Каркасные рюкзаки  На сегодняшний день это наиболее распространенный тип рюкзаков для туризма. Большинство современных моделей имеют каркас из алюминиевых \"лат\", придающий спине рюкзака вертикальную жесткость, т.е. специальные дюралевые пластины, или каркас, которые делают спину жесткой и позволяют носить груз без вреда для позвоночника, т.к. при этом основная нагрузка падает на таз. Реже встречается вариант с пластиковой вставкой \"анатомической\" формы во всю спину рюкзака. Каркасные рюкзаки отличаются от станковых тем, что несущая конструкция интегрирована в мешок, полностью или частично. В рюкзаках большого объема (60-120 литров) латы обычно вшивают, а маленькие рюкзаки часто имеют каркас, нарочито отделенный от основного объема - для вентиляции спины. Обычная система каркаса представляет собой две упругие пластины, расположенные параллельно или немного расходящиеся вверх наподобие буквы V. Удобно, если предусмотрена возможность вынуть латы и использовать рюкзак как \"мягкий\" - это может понадобиться в водном путешествии при упаковке вещей. Cамым главным критерием выбора рюкзака является строение его спинной подвески. Большинство рюкзаков такого объема имеют «плавающую» подвеску, т.е. длина спины регулируется под конкретного человека, что делает рюкзак более универсальным.

Станковый рюкзак  Доведенный до логического конца каркас становится \"станком\". Под этим термином подразумевают внешнюю раму, на которой закреплена подвесная система (лямки и пояс), и к которой прикреплен либо один мешок, либо предусмотрена возможность крепления самых разнообразных грузов. Можно сказать, что станковый рюкзак - это рама с лямками, а все остальное можно навесить на эту основу по своему вкусу. Основная сфера их применения - пешие походы. Особенно ценны станки в случае, когда надо перенести особо тяжелый и негабаритный груз, например при заброске альпинистских или спелеологический экспедиций. Существуют модели станков с возможностью прикрепить внизу колесики - получается тележка, которую можно катить по ровной дороге. Еще одна разновидность станков - рюкзаки-стульчики, их особенно жалуют спортсмены-ориентировщики. Перед и после соревнований на таком стульчике можно отдохнуть, переодеться. И в переполненной воскресной электричке не надо искать место - \"все свое ношу с собой\".

Материалы

Ткань            От прочности ткани во многом зависит долговечность рюкзака (немаловажны также швы и конструкционные особенности, но об этом чуть позже).  Большинство рюкзаков шьются из синтетических тканей. Самыми распространенными среди них являются Cordura, Hypalon, Polyester 600D, который мягче и легче, чем Cordura, но менее прочен. Для увеличения прочности некоторые производители армируют ткани кевларовыми нитями. Патентом на большинство подобных материалов обладает компания DuPont. Cordura бывает разной плотности, маркируется цифрами до 1000 включительно. Чем выше цифра, тем прочнее и тяжелее ткань. Поэтому типы тканей комбинируют: в наиболее истираемых местах ставят более тяжелую ткань, менее ответственные узлы изготавливают из более легких материалов. Все эти ткани имеют водонепроницаемый слой, но это не всегда можно считать однозначным плюсом. Во-первых, через швы рюкзак все равно рано или поздно промокнет, во-вторых, сохнуть он будет очень долго, в третьих, пропитка не слишком долговечна. Поэтому до сих пор встречаются рюкзаки, сшитые из простого технического капрона, который использовался и 10-20 лет назад. Ткань без пропитки быстро промокает, но зато и очень быстро сохнет. Для того, чтобы рюкзак не промокал снизу (например, чтобы его можно было поставить на мокрую траву или на снег), дно делают из плотной абсолютно непромокаемой ткани - из Тезы и ее аналогов, идущих на изготовление байдарок и катамаранов. Еще один важный момент - так называемый \"горячий крой\". Это означает, что края всех деталей рюкзака, выполненных из синтетических тканей, должны быть обязательно оплавлены. Иначе рано или поздно под нагрузкой ткань будет трепаться. Если рюкзак изготовлен не из синтетики, то края должны быть обтачаны или обработаны оверлоком.

Нитки          Рюкзаки шьют прочными синтетическими нитками (полиамид, капрон или капрон-лавсан). При этом прочность нити должна соответствовать прочности ткани, иначе шов под нагрузкой может прорезать ткань. Поэтому в тех редких случаях, когда рюкзак изготавливают из брезента или его аналогов, нитки тоже берут хлопчатобумажные. Концы швов застрачивают, то есть проходят на швейной машинке несколько раз взад-вперед. При самодельном изготовлении капроновые нитки еще и оплавляли зажигалкой - образуется небольшой шарик расплавленного капронового волокна, который не дает нитке проскочить через ткань. В промышленных образцах так уже не делают.

Стропы           Еще один важный элемент любого рюкзака - стропы, из которых изготовлены лямки, поясник, боковые стяжки и все прочие регулировки объема. Де-факто стандартом являются капроновые стропы разной плотности и ширины. Обычная ширина - 15, 20, 25, 30 и 50 мм. Для каждого варианта - свое предназначение. Самые узкие стропы идут на всевозможные дополнительные элементы, крепление внешнего груза, ледоруба, коврика и тому подобных вещей. Стропы 20 мм уже могут использоваться для боковых стяжек - на этом достигается небольшое снижение веса. Наиболее популярная, базовая ширина - 25 мм. Большинство строп на рюкзаке - именно такой ширины. Фурнитура тоже чаще всего рассчитана на такое значение, поэтому проще найти в продаже пряжку взамен сломавшейся. Стропы 30 и 50 мм используются для поясного ремня, причем 50 мм предпочтительнее. Концы строп либо срезают наискось, что облегчает вдевание в пряжку, либо зашивают в 2-3 слоя, что препятствует самопроизвольному выскальзыванию кончика из пряжки (особенно важно на пряжках-фастексах, которые в противном случае могут потеряться). Еще один вариант - конец ремня сшивают достаточно большой петлей, куда можно просунуть ладонь в рукавице. Это делается в расчете на работу при предельно низких температурах, когда работать голыми руками невозможно.

Стропы бывают мягкие и жесткие. Для пряжек лучше мягкая стропа, а жесткая идет на всевозможные ручки и петли. Плотность - важная характеристика, имеющая прямое отношение к долговечности. Слишком \"рыхлая\" стропа быстро начинает трепаться, особенно в пряжках с зубчиками, она может перекручиваться в пряжках, сильно тянуться под нагрузкой и вообще вести себя самым неподобающим образом. С другой стороны, слишком плотная стропа становится жесткой, ее тяжело затянуть. Стропы несут в себе и функцию дизайна. Крупные фирмы-производители ставят на свои изделия стропу со своим логотипом, затейливым орнаментом или просто хорошо сочетающимся с остальными элементами цветом.

Фурнитура         Фурнитура - это пряжки, молнии и все прочие крючочки-застежки на вашем рюкзаке. Они должны быть прочными и удобными. В зимних путешествиях работать с пряжками приходится в рукавицах, и это предъявляет очень жесткие требования к эргономичности фурнитуры - плохо, если надо снимать рукавицы, чтобы залезть в рюкзак.Еще недавно считалось, что самая прочная фурнитура - металлическая, но впоследствии оказалось, что хорошая пластиковая пряжка способна выдержать не меньшие нагрузки, а вес при этом заметно снижается. При очень сильных морозах пластиковые пряжки становятся хрупкими и требуют большой деликатности в обращении, без резких рывков и ударов. Самый популярный элемент фурнитуры на рюкзаке - \"трехщелевая\" пряжка. Она позволяет затягивать стропу и применяется на лямках, боковых стяжках, для крепления клапана со стороны спины. Пряжка должна соответствовать ширине стропы. Необходимо, чтобы стропа жестко фиксировалась в пряжке, и при этом легко затягивалась. Это зависит не только от свойств самой стропы, но и от геометрии и материала пряжки. Поскольку на такой фурнитуре крепятся лямки, требуется повышенная прочность. Хорошая пластиковая \"трехщелевая\" пряжка шириной 25 мм выдерживает рывок в 200 кг, металлическая - чуть больше.

Существует два современных варианта поясной пряжки – «трезубец» («фастекс») и \"самосброс\". \"Трезубец\" удобнее застегивать, \"самосброс\" - расстегивать. На поясном ремне необходима пряжка - самосброс. Самосброс на пояснике - требование безопасности. Важно, чтобы в критической ситуации можно было мгновенно освободиться от рюкзака.  «Фастекс» конструктивно сложнее, и поэтому менее надежен. Наиболее часто пряжки на поясном ремне ломаются не от использования при каких-то экстремальных нагрузках, а потому что на них наступают, когда рюкзак лежит на земле. Важно, чтобы пряжки поясника не были намертво пришиты, иначе \"убитую\" пряжку трудно заменить, придется распарывать швы. Все сказанное справедливо и для пряжек клапана, за тем исключением, что на них труднее наступить ногой. HUSKY в производстве своих рюкзаков - туристических, горных, экспедиционных – использует пряжки Duraflex – эти изделия  компании National Molding (Италия) выдерживают высокие перепады температур, сохраняя высокую прочность и необходимую эластичность.

Для крепления альпинистских кошек, дополнительного объема, навесных карманов, коврика и вообще чего угодно, на рюкзак пришивают пластиковые накладки с прорезями. Это наименее подверженный поломкам элемент фурнитуры - просто нечему ломаться. Для затягивания шнурков, например на горловине рюкзака, используются зажимы-\"танки\". В использовании зажимы очень удобны, но под нагрузкой все равно \"едут\", не могут намертво зафиксировать шнурок.Полезные мелочи - \"колокольчики\" на конце шнурков, позволяющие ухватиться в рукавице. Стоит обратить внимание и на то, как сделаны в рюкзаке отверстия для шнурков. Это могут быть металлические люверсы или накладки из кожи. Кожа легче, проще в ремонте и замене, но менее долговечна. Люверсы имеют неприятное свойство частично отрываться от ткани.

Относятся к фурнитуре и застежки-молнии. Их делят на два типа: \"витые\" и \"трактор\". Трактор - это молния с крупными зубьями, каждый из которых отдельно закреплен на тканной основе. При движении бегунка такая молния издает характерный звук работающего вдали трактора. Витые молнии изготавливают по другому, зубья образуют непрерывную витую леску. Такие молнии дешевле. Вопpеки pасхожемy мнению, они слyжат достаточно долго. \"Тpактоp\" тоже не гаpантия - иногда y него начинают выпадать зyбья. Из производителей застежек-молний традиционно ценится YKK. На рюкзаках, производимых HUSKY установлены именно такие молнии.

Конструкция

Форма           Форма основной емкости рюкзака определяется его предназначением и законами физики. Чем выше центр тяжести рюкзака и чем ближе он расположен к спине человека, тем легче нести груз. С другой стороны, рюкзак не должен быть намного шире плеч, - будет цепляться за все в лесу, в дверь не всякую можно пройти. Поэтому современные рюкзаки преимущественно высокие и узкие. Возможность \"роста\" вширь остается в виде крепления дополнительного груза сбоку.Объем рюкзаков измеряют в литрах. Измеряют эти литры по-разному. Самый простой способ - перемножить высоту, ширину и толщину. Еще может учитывается объем карманов и клапана. Здесь производители поступают на свое усмотрение. Поэтому, если на рюкзаке написано, что его объем 60 литров, то это еще ничего не значит.

Обычно рюкзаки делают слегка расширяющимися кверху. Это, с одной стороны, облегчает укладку вещей, с другой - содержимое как бы прессуется при переноске. Кроме того, таким образом немного повышается центр тяжести. Но иногда можно увидеть обратную картину - расширяющиеся книзу рюкзаки. Объяснение простое: бывают случаи, когда высокий центр тяжести опасен, - например, при спусках на лыжах. Но носить большой вес в таких рюкзаках намного тяжелее.Есть еще один вариант - когда емкость рюкзака образует своего рода наплывы на поясной ремень. Это частично решает указанную выше проблему: центр тяжести низко, но все равно максимально совмещен с центром тяжести человека. Однако, укладывать такой рюкзак сложнее, и в эти острые углы положить удается только какие-то мягкие вещи, не имеющие большого веса и в итоге не влияющие на общее распределение массы. В сечении рюкзаки бывают круглые (на самом деле - овальные), и прямоугольные. Овальными делают мягкие рюкзаки, это позволяет более удачно разместить свернутый по кругу коврик, заменяющий каркас. Большинство каркасных рюкзаков имеет прямой край со стороны спины.

Рюкзаки среднего (50-60 литров) и большого (свыше 60) объема часто делают с разделением основной емкости на две части. В просторечье нижнюю часть называют \"подвалом\". Для доступа в \"подвал\" вшивается отдельная молния, а разделяющая перегородка (\"диафрагма\") застегивается либо тоже молнией, либо выполнена в виде тубуса. \"Подвал\" теряет смысл в случае, если в мягкий рюкзак вставлен по кругу коврик - открыв молнию, вы не сможете проникнуть внутрь. У разделения на емкости есть сторонники и противники. По мнению последних, удобство \"подвала\" полностью нивелируется снижением прочности, - любой элемент, усложняющий изделие, уменьшает надежность. С другой стороны, бывает весьма кстати не разбирать весь мешок для того лишь, чтобы достать теплую шапочку или рукавицы со дна рюкзака. В верхней части основной емкости рюкзака делают тубус из более легкой ткани - это позволяет при необходимости дополнительно увеличивать объем. В специфических областях применения бывают конструкции с возможностью доступа в основную емкость рюкзака не сверху, а сбоку. Например, так делают упаковки для байдарок и прочих средств сплава; примерно также устроены рюкзаки для переноски парапланов и кайтов.

Подвесная система  Подвесной системой называют способ крепления рюкзака к вашему телу - то есть лямки и поясник, их взаимное расположение, возможность регулировки и т.п. В настоящий момент подвесные системы в основном делают регулируемыми, ведь фирмы шьют рюкзаки на некоего \"среднего\" покупателя, и необходима индивидуальная подгонка под фигуру.Чаще всего регулируется только один параметр - высота точки крепления лямок относительно поясного ремня. Иногда регулируемой делают также точку крепления к лямкам верхней оттяжки (в одной старой книжке это называлось \"ремни противооткидывания верха рюкзака\"). Совсем редко встречается регулируемая высота точки крепления поясника относительно дна рюкзака. Все подвесные системы примерно одинаковы, и значение имеют лишь прочность и как можно меньшие размеры. Для того, чтобы подвесная система была комфортной, конструкторы придумывают всевозможные подушки-накладки в области поясницы.

К подвесной системе относится также грузовая петля рюкзака. Это ручка из стропы, за которую рюкзак можно подвесить или просто поднять. Обычно ее делают со стороны спины, иногда - и с обратной стороны, и с боков. Главное, чтобы она была очень прочной и хорошо пришитой.

Лямки  Лямки должны отвечать основному требованию - быть удобными. Именно в конструкции лямок заложено 80% удобства ношения рюкзака. Прежде всего, лямки должны быть пришиты по фигуре, или же должна быть предусмотрена возможность их регулировки. Это касается и высоты точки крепления, и расстояния между лямками. Слишком широко раздвинутые лямки будут спадать с плеч. Проблема частично компенсируется грудной стяжкой между лямками, но она может стеснять дыхание. Это скорее атрибут маленьких рюкзаков для соревнований, где приходится бегать или совершать резкие движения.Форма лямок - серповидная, или S-образная. Прямые лямки менее удобны, они неизбежно сминаются, следуя форме плеч.Лямки рюкзака в местах соприкосновения с телом человека должны быть мягкими. Обычно для этих целей используется полиэтиленовая и полиуретановая пена. Современная конструкция лямок представляет собой многослойный сэндвич из разных материалов.

Очень ответственный узел конструкции лямок - точка их крепления снизу. Существует несколько вариантов: к месту стыка спины и боковых сторон, к дну рюкзака, на поясной ремень... Каждый способ имеет свои преимущества и недостатки. Сейчас наиболее распространено крепление лямок на стык спины и боковин. Это место должно быть укреплено дополнительным слоем ткани. Пряжки регулировки длины лямок должны затягиваться книзу, чтобы можно было подогнать лямки, уже надев рюкзак. Пряжки на лямках должны выдерживать большую нагрузку.Как уже было отмечено, современная конструкция лямок предполагает наличие оттяжки, идущей от верха плеча к верхней части основной емкости рюкзака. Это ремни, которые не дают рюкзаку откидываться от спины. Положение лямок и точка пришива этих ремней должны иметь такое взаимное расположение, чтобы ремни как бы продолжали вверх линию лямок от плеч, начинаясь в области ключиц. Ширина самих лямок в среднем около 7-8 см. Это достаточно для комфортной переноски даже очень тяжелых грузов; более широкие лямки спадают с плеч или, наоборот, врезаются в шею.

Поясник Поясной ремень позволяет перенести часть нагрузки с плеч на поясницу, на бедра. Это оправдано анатомией человека. Но важно, чтобы пояс сидел именно на бедрах (а для этого они должны быть, так что стоит сесть на диету).Поясники бывают пришитые и съемные. Второй вариант предпочтительнее. Ширина поясного ремня - не менее 10 см, желательно анатомической формы, облегающей бедра. Внутри устройство поясника аналогично конструкции лямок.Часто поясной ремень снабжают дополнительными оттяжками на боковины рюкзака - это позволяет притянуть емкость к бедрам, рюкзак более плотно сидит на человеке, не болтается. Удобно, если пряжка поясника легко затягивается в рукавице - пояс застегивают, а потом уже затягивают, при надетом рюкзаке.

Швы Важно, какими швами и как сшит рюкзак. Существует много типов швов, они отличаются прочностью и трудоемкостью в изготовлении. По понятным причинам, производители стремятся к компромиссу между прочностью и сложностью технологии (читай - к уменьшению себестоимости). Наиболее \"правильный\" шов для основной емкости рюкзака - бельевой или \"запошивочный\", он должен pаботать на сдвиг, а не на отpыв (стачной шов). Все силовые элементы (точки крепления лямок, пояса, стяжки, pyчки) должны пpишиваться на yсиления (стpопy, дополнительный слой ткани), и ни в коем случае не просто в шов! Тpадиционно слабые места - веpхняя и нижняя точка кpепления лямок, пришив боковых стяжек. Часто отрываются пришитые \"не на месте\" карманы. В каркасных рюкзаках металлические латы норовят прорвать ткань и вылезти наружу.

Клапан Клапан сверху рюкзака - непременный атрибут любых моделей объемом свыше 40 литров (кроме специфических рюкзаков типа упаковок для байдарок). Он не только закрывает верх мешка от дождя или снега, но также является дополнительной емкостью, позволяет положить в него вещи первой необходимости, чтобы они все время были под рукой.По своей конструкции клапаны бывают пришитые и \"плавающие\". Во втором случае можно регулировать расположение клапана на рюкзаке в зависимости от его высоты. Можно и вообще отстегнуть клапан и использовать его отдельно в качестве поясной сумки или небольшого рюкзачка (если такое предусмотрено конструкцией клапана).Объем клапана может колебаться в довольно широких пределах. В любом случае важно, чтобы молния позволяла широко расстегивать клапан и свободно класть или доставать вещи. К основной емкости рюкзака плавающий клапан крепится на пряжках, которых может быть 2-3 со стороны спины и 1-2 с обратной стороны (в зависимости от ширины рюкзака). Со стороны спины ставят обычно \"трехщелевые\" пряжки, а с лицевой стороны - фастексы или самосбросы. На старых самодельных рюкзаках клапан часто крепили просто на резинках-эспандерах, застегивая металлические крючки за специально пришитые кольца. На клапане может быть один или несколько дополнительных карманов, как снаружи, так и с внутренней стороны.

Стяжки  Стяжки (компрессионные ремни) нужны для регулирования объема рюкзака. Сразу оговорюсь, что чаще все-таки стоит обратная проблема - сделать из большого рюкзака еще больший, а не наоборот. Но все-таки стяжки необходимы, поскольку позволяют утянуть весь объем, превратив сложенный рюкзак в монолитный \"кирпич\", который гораздо легче носить.В идеале стяжки должны образовывать замкнутый ременный \"каркас\" вокруг рюкзака, и вся нагрузка должна приходиться именно на ремни. Так было сшито большинство хороших самодельных рюкзаков. Сейчас производители экономят на стропах, и часто вшивают их прямо в боковой шов. Такая конструкция получается ненадежной, поскольку нагрузка приложена к одной точке и \"работает\" на отрывание. Более удачный вариант - если стропа пришита через дополнительный треугольник плотной ткани, распределяющий нагрузку на большую площадь.

Другой, несколько устаревший, тип боковых стяжек - это шнуровка. На мой взгляд, шнуровка менее удобна. Единственный ее плюс - это некоторое снижение веса, но оно незначительно, особенно при использовании пластиковых пряжек.Помимо боковых и вертикальных стяжек на продвинутых рюкзаках ставят также дополнительную стропу, позволяющую затянуть основной объем сверху, но под клапаном. Это очень удобно, если вы запихиваете в уже набитый до отказа рюкзак пуховку или другую мягкую вещь. Дополнительная стропа позволяет спрессовать объем под клапаном.

Карманы  Карманы удобны для хранения мелких предметов. В самодельных рюкзаках разнообразие форм карманов и мест их расположения не поддавалось описанию: были карманы, специально сшитые под витиеватую форму любимой миски, карманы для карт (игральных), потайные внутренние карманы для денег и документов... В промышленных моделях расположение карманов более стандартизовано. Обычно их располагают на задней стороне, но это не очень удобно, поскольку рюкзак кладут на землю (в грязь, на мокрый снег) как раз карманами вниз. Если еще и сесть на рюкзак, то хрупкие вещи можно раздавить. Молнии на карманах будут быстро выходить из строя. Многие производители отказываются от карманов, ограничиваясь клапаном. К карманам относят и планки для вставки груза внизу по бокам рюкзака. Эти кармашки помогают переносить снаружи весла, удочки, топоры, пилы и пр. В этом случае конец переносимого предмета вставляется в кармашек, а сам предмет прижимается к рюкзаку боковыми стропами. Хорошие конструкторы вставляют в такой кармашек дополнительный элемент - сквозное отверстие, декорированное люверсом. Смысл его в том, чтобы набившийся в кармашек снег при таянии стекал наружу. Иногда делают карманы на поясном ремне, на лямке (для рации или прибора GPS).

Навеска Раньше считалось, что снаружи мешка ничего болтаться не должно, и если рюкзак выглядит как новогодняя елка - хозяин просто не умеет его укладывать. В принципе, это верно, но все-таки бывают случаи, когда рюкзак физически не способен вместить все предметы, да и не всем вещам на маршруте место внутри - веревку, кошки, ледовый инструмент удобнее носить снаружи.  Современные экспедиционные и штурмовые рюкзаки имеют целый ряд традиционных мест для крепления внешних грузов. Во-первых, это уже упоминавшиеся ремни для кошек сверху клапана. Веревку, палатку, узкий коврик можно прикрепить снизу-сзади рюкзака, под дном, для чего там также пришиты ремни с пряжками. Если на рюкзаке нет задних карманов, то удобно крепить коврик сзади вертикально вдоль рюкзака. Для переноски ледоруба на стыке задней стенки с дном пришиты петли из стропы, за них заводится ледовый инструмент клювом вниз, а рукоятка фиксируется стропой с \"липучкой\" или пряжкой. Дополнительные емкости - крайний вариант карманов. Их навешивают сзади или по бокам. Встречаются разные полукольца и карабинчики для крепления предметов на лямке - от рукавиц до ножа и фляжки. 

 

ВЕРНУТСЯ К СТАТЬЯМ

a-fly.ru