Особенности конструкции современных снегоступов. Рюкзак для снегоступов


Особенности конструкции современных снегоступов

Статью я посвящу разбору разных конструктивных элементов современных снегоступов, продолжая цикл тематических статей на тему снегоступинга. Все задумки производителей я вместить сюда не смогу однозначно, только в меру своего опыта, но надеюсь что и эта информация окажется для читателей полезной.

Также в статье я коснусь вопроса размеров снегоступов.

Классически снегоступы представляют собою деревянную раму, между элементами которой пропущены полосы шкуры или кожи.

Принцип работы, думаю, понятен - мы уменьшаем давление на единицу площади снега.

С развитием технологий деревянный каркас сменился на алюминиевый, также появились и модели снегоступов с пластиковой декой, на которую крепятся все остальные элементы - кошки, крепления и различные мелочи, повышающие удобство использования - подпятник, например.

На фотографии, справа налево - деревянные, две пары снегоступов с алюминиевой рамой и две пары с пластиковой декой.

Деревянные снегоступы выпускаются до сих пор. Компания GV изготавливает 6 моделей деревянных снегоступов, так называемых "традиционных". При этом максимальная длина деревянных составляет 140 см, что фактически делает их прямым аналогом тех снегоступов, что изготовлялись аборигенами, причём аналогом не только конструктивно, но и по размерам.

Деревянные снегоступы бесшумные и лёгкие. При тех же размерах они в полтора раза легче снегоступов на алюминиевой раме. Собственно, это основная причина, почему снегоступы на алюминиевой раме ограничены по размеру. Охотничьи GV Wide Trail размера 12*42 дюйма весят каждый почти 1,7 кг. Таскать весь день такой вес на ноге - прибавим сюда вес обуви, гамашей и носков - достаточно утомительно. Разница в весе делает деревянные снегоступы при необходимости больших размеров более предпочтительными.

Другой вопрос, что прочность и надёжность качественно изготовленных снегоступов на алюминиевой раме и с натянутым на неё современным материалом, схожим с ПВХ, гораздо выше. Если приходиться перелезать через деревья и камни, выдалбливать ступеньки в насте и вообще есть сомнения в том, что со снегоступами не удастся обращаться бережно - то есть мы, применительно к нашей стране говорим о большинстве случаев - по моему имеет смысл смотреть  только на алюминиевые.

Почему я заговорил о качестве? А потому что, казалось бы, одинаковые с виду снегоступы, изготовленные разными производителями, могут иметь резко контрастирующую друг с другом надёжность. В одном из моих походов мой напарник на своих снегоступах сломал всё, что только можно, не потому, что сам старался, так как удовольствие посвящать ремонту каждый вечер и минимум полчаса днём, на морозе и ветру, сомнительное. Просто так сделаны. Низкое качество материалов - от ремешков и основы крепления, до заклёпок и рамы.

Подняв и озвучив тему качества изделий, далее я подразумеваю только сравнение и описание качественных изделий, изготовленных внятными и зарекомендованными производителями, а не по типу, что "я купил" Made in China и у меня они сломались. Проблемы таких изделий, в том числе и тех, которые заказывают под изготовлению наши отечественные фирмы, в нестабильном качестве. Могут достаться "хорошие". А могут и "плохие". 

Снегоступы с пластиковой декой обладают наибольшей прочностью, а также возможностью крепить к ним любые полозья для удержания на склоне, любые кошки и шипы, а также использовать рёбра жёсткости как элементы для удержания на склоне.

Пластиковые снегоступы очень зацепистые, но ещё они тяжёлые - в полтора раза тяжелее, чем снегоступы с алюминиевой рамой. Поэтому пластиковые снегоступы в массе своей изготовляются сравнительно небольшими и используются для альпинизма и там, где преобладает наст. Часто они позволяют проходить такие уклоны, где владелец снегоступов с алюминиевой рамой уже вынужден был бы переобуться в кошки.

Алюминиевая рама может быть как из труб, так и из полос металла.

Трубчатая рама при прочих равных несколько надёжнее за счёт большей общей жёсткости конструкции; меньшего количества соединительных элементов; более оптимального перераспределения нагрузки на изделие во время эксплуатации - заклёпки и болты на раме из полос часто работают на срез.

Зато рама из полос сама по себе является большой кошкой, прекрасно фиксируясь на склонах с жёстким снегом, причём фиксация происходит при любом положении снегоступов. Траверсировать склоны на таких снегоступах легче, чем на трубчатых, и по общей "цепкости" они приближаются к грамотным изделиям с пластиковой декой.

Для снегоступов характерна своеобразная проблема их габаритов. С одной  стороны, их берут потому, что они гораздо меньше, чем лыжи, за счёт чего в некоторых регионах с ними гораздо удобнее работать. С другой стороны, от законов физики никуда не денешься, чудес не бывает, и чем больше размер площадки, тем меньше человек будет проваливаться в снег.

Возникает диссонанс. Нам нужны небольшие мобильные приспособления, но в этих случаях они могут оказаться "нерабочими".

В конце концов, мы всё равно упираемся в размер. Для районов с пухлым мягким снегом нам нужны большие снегоступы; для районов с преобладающим жёстким настом предпочтительнее небольшие - в них гораздо удобнее передвигаться.

С моей точки зрения, на каждом виде снега разные по конструкции снегоступы одного размера держат по разному. Субъективно я распределил бы их в следующем порядке, от лучшего к худшему:

Мягкий пухлый снег:

  1. Деревянные
  2. С алюминиевой трубчатой рамой
  3. С рамой из полос
  4. С пластиковой декой

Снег с тонким, легко проламывающимся настом:

  1. С алюминиевой трубчатой рамой
  2. Деревянные
  3. С рамой из полос
  4. С пластиковой декой

(Но если всё же приходиться чисто тропить по легко проламывающемуся насту, то в пластиковых это делать удобнее всего, по-моему)

Плотный хороший наст, ровная поверхность, оцениваем скорость и лёгкость передвижения, а также вероятность провалиться:

  1. Деревянные, с большим отрывом
  2. С пластиковой декой
  3. С алюминиевой трубчатой рамой
  4. С рамой из полос

Плотный хороший наст, уклоны, оцениваем безопасность движения, скорость подъёма и траверса.

  1. С пластиковой декой
  2. С рамой из полос
  3. С алюминиевой трубчатой рамой
  4. Деревянные

Причём удобство лучших, но более маленьких снегоступов, может перевешивать большую площадь снегоступов, конструкция которых менее подходит для данного вида снега.

Маленькие снегоступы гораздо мобильнее, чем большие. Вопрос увеличения площади опоры некоторые производители решают за счёт разных ухищрений.

На фото дополнительная площадка к снегоступам MSR. Она подходит ко всем снегоступам с рамой, к снегоступам с пластиковой декой есть свои площадки. Компания позиционирует свои снегоступы как "мобильные". Захотел повысить площадь, пристегнул площадку.

 

Другой вариант, реализуемый на снегоступах с пластиковой декой, это своеобразный трансформер, когда площадка не отстёгивается, но выдвигается из рабочей части. Пример: CAMP Snow Cube.

Выдвижная площадка снегоступов прибавляет им 14 сантиметров длины - на пухлом мягком снегу абсолютно бессмысленная прибавка в рациону, но зато если толщина наста уменьшается, такое приспособление может значительно облегчить жизнь хозяину.

Кроме того, размеры снегоступов критичны для переноски их на рюкзаке. Размер 12*46 уже крепить на рюкзак фактически нереально.

10*36 на рюкзаке смотрятся так:

Будучи закреплёнными на боках рюкзака, их габариты выходят по высоте за пределы столитрового баула.

Неудивительно, что те же самые пластиковые MSR и прочие "плоские" модели популярны среди альпинистов, так как в силу своих размеров не мешают на любом рюкзаке.

Перейдём к креплениям. Вначале стоит отметить разницу между жёстким и мягким подвесом узла крепления относительно рамы или деки.

Как видно на фотографии, реализация может быть разной. Каждый производитель крепит узел по своему, вариантов не счесть, я привёл лишь принципиальную разницу. В одном случае крепление имеет только одну свободу и только относительно вращения вокруг штифта, то есть работает лишь носок ботинка. Во втором варианте узел крепления обладает куда большей свободой, нога может становиться под некоторым углом к раме. Оба варианта имеют свои плюсы.

Жёсткий узел крепления повышает мобильность, с ним гораздо проще работать на склонах с жёстким снегом, перелезать через камни и деревья. В основном такой узел используется для горных снегоступов. Если же рассматривать частные варианты, то компания GV использует такие решения на больших охотничьих снегоступах, чтобы ими было легче управлять.

Узел с "мягким" креплением хорош для более рыхлого снега, так как позволяет сглаживать неровности под снегом, например, когда мы проваливаемся в снег, а под ним находится дерево, камень или кочка. Такое сглаживание значительно снижает нагрузку на голеностоп и колени (при правильных ботинках) и снижает опасность травматизма. Чем больше снегоступы по размерам, тем меньше необходимо такое сглаживание на описанной местности, так как большая площадка предоставляет большую же площадь опоры и сама по себе служит некоторым компенсатором.

Реализаций крепления снегоступов к ботинку великое множество, хотя чаще всего используются ремни, просто вариантов их затяжки и фиксации настолько много, что все просто не опишешь.

Самым простым решением является вариант, реализованный на MSR Evo.

Тянущиеся ремни, с примитивной фиксацией. Без усилий снегоступы на лапе не затянешь, но зато, при качественных ремнях (а у меня лично нареканий к MSR не возникло) система очень надёжна, проста и мало весит, обеспечивая к тому же плоские габариты. Нечему обледенеть, сломаться. Если всё же вдруг удастся порвать ремень, то ремонт относительно прост при помощи стропы.

Широко используются на креплениях и стропы с трёхщелёвками, в самых различных вариантах.

Наиболее популярными сейчас, тем не менее, являются пластиковые ремни с трещотками для их затяжки. Такие крепления позволяют надевать снегоступы безо всяких усилий и на любую обувь.

Абстрагируясь от некачественного пластика, которого полно на "не брендовых" изделиях, проблема пластиковых ремней с трещотками заключается в механизме ослабления ремней. То есть затянуть-то можно ремни без проблем, но как потом ослабить в полевых условиях? Ведь в трещотку попадает снег и вода, которые легко превращаются в лёд. Всё, что легко работает в пределах МКАДа, очень неоднозначно ведёт себя на морозе, покрытое льдом и в условиях, когда человек в силу утомления либо не в состоянии контролировать своё усилие (чтобы не сломать), либо вообще не имеет сил ЭТО расстегнуть.

Пример удачного решения:

Тянем "крылья" вверх и ремень легко ослабляется.

А вот в таком варианте обледенелые крепления расстегнуть сложнее:

Здесь необходимо фиксатор как бы отжать в сторону. Сама по себе система фиксации и ослабления куда проще и в чём-то даже удобнее, чем в варианте выше. Другой вопрос, что верхний заточен под использование рукавиц, а вот этот нижний только под перчатки. То есть, выбирая снегоступы, подумайте, как вы будете на морозе расстёгивать крепления и какую штатную защиту рук подразумевает ваш поход.

Не успел, к сожалению, сфотографировать снегоступы с неудачным решением ослабления ремня - там фиксатор откидывался почти на 180 градусов, потом его слегка надо было нажать (как бы на излом), после чего зацеп фиксатора поднимался над рёбрами ремешка и тот свободно расслаблялся. Компактная и простая система, только на морозе пластик дубеет и когда мы на него давим "на излом", он прекрасно так ломается. В каталоге производителя такого решения не нашёл, насколько я понял, крепление уже поменяли на более надёжное.

Чаще всего используется три ремня - два передних и один задний. Это самое универсальное решение на все случаи жизни. Альпинистские варианты с тремя передними ремнями, как на некоторых MSR, предназначены для более жёсткой фиксации на спусках (упора для носка у них нет) . А вот вариант только с одним передним и одним задним ремнём хорош только для прогулок по лесу.

На снегоступах с пластиковой декой крепление ремнями может сочетаться с пластиковыми элементами для лучшей фиксации бота и там количество ремней может быть самым разным.

Важный момент - часто снегоступы рассчитаны под обувь самого широкого диапазона размеров. Но, только по длине. Если вы хотите ходить в снегоступах в массивной полярной обуви или надевать снегоступы на сноубордические ботинки, то не факт, что снегоступы подойдут вам по длине ремней или прорезь под носок бота на снегоступах окажется достаточной. Варианта при покупке два - либо брать с собой бот для примерки, либо надеяться на то, что в магазине продавец знает своё дело.

На склонах возникает проблема соскальзывания. На снегоступах с деревянной рамой и плетёной основой проблема частично решается своеобразным протектором, формируемым плетением. Чем круче склон и чем плотнее снег, тем меньше протектор работает. Так как снегоступы из алюминиевой трубчатой рамы протектора не имеют, то для фиксации на склоне используются кошки.

Как правило, в таких решениях есть передняя кошка и задняя. Чем больше снегоступы заточены под работу на жёстком снегу и на склонах, тем кошки массивнее и более ярко выражены. В лесных вариантах задняя кошка может и вовсе отсутствовать.

Снегоступы с рамой из полос сами по себе являются прекрасным фиксатором на склоне, о них я говорил выше.

Снегоступы с пластиковой декой предоставляют широчайший простор для фантазии производителя. Дека позволяет устанавливать любые направляющие и зубья любых форм и размеров, а также использовать рёбра жёсткости пластика.

Модель INOOK AXM SNS вообще имеет на рабочей части шипы:

Такие шипы бессмысленны на мягком снегу и тонком насте, но отлично работают на склонах с плотным снегом и при пересечении притоков, покрытых льдом. При этом сама конструкция направлена на минимальный подлип.

Упор носка бота на снегоступах сейчас используется довольно часто:

Назначения у него два. Первое - на продолжительных спусках, либо на спусках по жёсткому насту, ботинок не съезжает вперёд. Второе - задний ремень наконец-то начинает работать по настоящему, так как у него появился жёсткий упор, к которому он прижимает бот. Горячая необходимость такой штуки спорна и сильно зависит от общего конструктива крепления. Чаще всего можно обойтись на грамотных изделиях и без него, но удобство упор всё же добавляет.

Подпятник служит для снижения усилий при продолжительном подъёме. Поднимая скобу под пяткой, мы возвращаем бот в более привычное для нас положение, уменьшая амплитуду работы голеностопа и снижая на него нагрузку.

Схема работы и вообще как это выглядит видно на этих фото:

Если речь идёт о походах в горных районах и насте, то штука безусловно удобная, но только в том случае, если конструкция имеет развитые кошки. А иначе снегоступы начинают на насте съезжать вниз и с подпятником тогда становится неудобно. Тропить же вверх по мягкому снегу плохо что с подпятником, что без. Я предпочитаю без.

Фиксатор пятки наоборот, предназначен для жёсткого прижимания подошвы бота к плоскости снегоступа. Эта штука удобна в горах на спусках по насту, особенно когда нужно подолбить ступеньки. Кроме этого, фиксация пятки сразу и резко повышает мобильность, так как в этом случае можно будет ходить хоть в бок, хоть пятиться задом. Особенно хочется этого на больших тяжёлых снегоступах. При обустройстве бивака переоценить фиксатор пятки вообще трудно. Маленькие "плоские" снегоступы с пластиковой декой, кстати, фиксатора пятки обычно не требуют.

Реализация фиксатора может быть разной.

В данном случае дополнительный ремешок цепляется к заднему ремню. Также бывают варианты, где вот такой ремешок дополнительно обхватывает голень.

На снегоступах с пластиковой декой фиксация пятки по своему полёту фантазии переплёвывает даже фантазию в расположении кошек и направляющих.

Такую систему, как на фото, легко включить/выключить палками или ледорубом, но на практике под рюкзаком всем обычно не до этого 🙂

Таким образом, когда мы выбираем снегоступы, всё можно свести к следующим элементам:

Основное:

  • Материал и форма рамы/деки
  • Размер
  • Крепления
  • Кошки

Дополнительное:

  • упор для носка
  • подпятник
  • фиксатор пятки

 

Дополнительные статьи по теме:

Для чего нужны снегоступы и где они используются

Рассказ о зимнем одиночном походе по Тункинским Гольцам

leopard-fil.ru

Особенности конструкции современных снегоступов | Живые истории Ледникового Периода

Статью я посвящу разбору разных конструктивных элементов современных снегоступов, продолжая цикл тематических статей на тему снегоступинга. Все задумки производителей я вместить сюда не смогу однозначно, только в меру своего опыта, но надеюсь что и эта информация окажется для читателей полезной.

Также в статье я коснусь вопроса размеров снегоступов.

Классически снегоступы представляют собою деревянную раму, между элементами которой пропущены полосы шкуры или кожи.

Принцип работы, думаю, понятен — мы уменьшаем давление на единицу площади снега.

С развитием технологий деревянный каркас сменился на алюминиевый, также появились и модели снегоступов с пластиковой декой, на которую крепятся все остальные элементы — кошки, крепления и различные мелочи, повышающие удобство использования — подпятник, например.

На фотографии, справа налево — деревянные, две пары снегоступов с алюминиевой рамой и две пары с пластиковой декой.

Деревянные снегоступы выпускаются до сих пор. Компания GV изготавливает 6 моделей деревянных снегоступов, так называемых «традиционных». При этом максимальная длина деревянных составляет 140 см, что фактически делает их прямым аналогом тех снегоступов, что изготовлялись аборигенами, причём аналогом не только конструктивно, но и по размерам.

Деревянные снегоступы бесшумные и лёгкие. При тех же размерах они в полтора раза легче снегоступов на алюминиевой раме. Собственно, это основная причина, почему снегоступы на алюминиевой раме ограничены по размеру. Охотничьи GV Wide Trail размера 12*42 дюйма весят каждый почти 1,7 кг. Таскать весь день такой вес на ноге — прибавим сюда вес обуви, гамашей и носков — достаточно утомительно. Разница в весе делает деревянные снегоступы при необходимости больших размеров более предпочтительными.

Другой вопрос, что прочность и надёжность качественно изготовленных снегоступов на алюминиевой раме и с натянутым на неё современным материалом, схожим с ПВХ, гораздо выше. Если приходиться перелезать через деревья и камни, выдалбливать ступеньки в насте и вообще есть сомнения в том, что со снегоступами не удастся обращаться бережно — то есть мы, применительно к нашей стране говорим о большинстве случаев — по моему имеет смысл смотреть  только на алюминиевые.

Почему я заговорил о качестве? А потому что, казалось бы, одинаковые с виду снегоступы, изготовленные разными производителями, могут иметь резко контрастирующую друг с другом надёжность. В одном из моих походов мой напарник на своих снегоступах сломал всё, что только можно, не потому, что сам старался, так как удовольствие посвящать ремонту каждый вечер и минимум полчаса днём, на морозе и ветру, сомнительное. Просто так сделаны. Низкое качество материалов — от ремешков и основы крепления, до заклёпок и рамы.

Подняв и озвучив тему качества изделий, далее я подразумеваю только сравнение и описание качественных изделий, изготовленных внятными и зарекомендованными производителями, а не по типу, что «я купил» Made in China и у меня они сломались. Проблемы таких изделий, в том числе и тех, которые заказывают под изготовлению наши отечественные фирмы, в нестабильном качестве. Могут достаться «хорошие». А могут и «плохие». 

Снегоступы с пластиковой декой обладают наибольшей прочностью, а также возможностью крепить к ним любые полозья для удержания на склоне, любые кошки и шипы, а также использовать рёбра жёсткости как элементы для удержания на склоне.

Пластиковые снегоступы очень зацепистые, но ещё они тяжёлые — в полтора раза тяжелее, чем снегоступы с алюминиевой рамой. Поэтому пластиковые снегоступы в массе своей изготовляются сравнительно небольшими и используются для альпинизма и там, где преобладает наст. Часто они позволяют проходить такие уклоны, где владелец снегоступов с алюминиевой рамой уже вынужден был бы переобуться в кошки.

Алюминиевая рама может быть как из труб, так и из полос металла.

Трубчатая рама при прочих равных несколько надёжнее за счёт большей общей жёсткости конструкции; меньшего количества соединительных элементов; более оптимального перераспределения нагрузки на изделие во время эксплуатации — заклёпки и болты на раме из полос часто работают на срез.

Зато рама из полос сама по себе является большой кошкой, прекрасно фиксируясь на склонах с жёстким снегом, причём фиксация происходит при любом положении снегоступов. Траверсировать склоны на таких снегоступах легче, чем на трубчатых, и по общей «цепкости» они приближаются к грамотным изделиям с пластиковой декой.

Для снегоступов характерна своеобразная проблема их габаритов. С одной  стороны, их берут потому, что они гораздо меньше, чем лыжи, за счёт чего в некоторых регионах с ними гораздо удобнее работать. С другой стороны, от законов физики никуда не денешься, чудес не бывает, и чем больше размер площадки, тем меньше человек будет проваливаться в снег.

Возникает диссонанс. Нам нужны небольшие мобильные приспособления, но в этих случаях они могут оказаться «нерабочими».

В конце концов, мы всё равно упираемся в размер. Для районов с пухлым мягким снегом нам нужны большие снегоступы; для районов с преобладающим жёстким настом предпочтительнее небольшие — в них гораздо удобнее передвигаться.

С моей точки зрения, на каждом виде снега разные по конструкции снегоступы одного размера держат по разному. Субъективно я распределил бы их в следующем порядке, от лучшего к худшему:

Мягкий пухлый снег:

  1. Деревянные
  2. С алюминиевой трубчатой рамой
  3. С рамой из полос
  4. С пластиковой декой

Снег с тонким, легко проламывающимся настом:

  1. С алюминиевой трубчатой рамой
  2. Деревянные
  3. С рамой из полос
  4. С пластиковой декой

(Но если всё же приходиться чисто тропить по легко проламывающемуся насту, то в пластиковых это делать удобнее всего, по-моему)

Плотный хороший наст, ровная поверхность, оцениваем скорость и лёгкость передвижения, а также вероятность провалиться:

  1. Деревянные, с большим отрывом
  2. С пластиковой декой
  3. С алюминиевой трубчатой рамой
  4. С рамой из полос

Плотный хороший наст, уклоны, оцениваем безопасность движения, скорость подъёма и траверса.

  1. С пластиковой декой
  2. С рамой из полос
  3. С алюминиевой трубчатой рамой
  4. Деревянные

Причём удобство лучших, но более маленьких снегоступов, может перевешивать большую площадь снегоступов, конструкция которых менее подходит для данного вида снега.

Маленькие снегоступы гораздо мобильнее, чем большие. Вопрос увеличения площади опоры некоторые производители решают за счёт разных ухищрений.

На фото дополнительная площадка к снегоступам MSR. Она подходит ко всем снегоступам с рамой, к снегоступам с пластиковой декой есть свои площадки. Компания позиционирует свои снегоступы как «мобильные». Захотел повысить площадь, пристегнул площадку.

Другой вариант, реализуемый на снегоступах с пластиковой декой, это своеобразный трансформер, когда площадка не отстёгивается, но выдвигается из рабочей части. Пример: CAMP Snow Cube.

Выдвижная площадка снегоступов прибавляет им 14 сантиметров длины — на пухлом мягком снегу абсолютно бессмысленная прибавка в рациону, но зато если толщина наста уменьшается, такое приспособление может значительно облегчить жизнь хозяину.

Кроме того, размеры снегоступов критичны для переноски их на рюкзаке. Размер 12*46 уже крепить на рюкзак фактически нереально.

10*36 на рюкзаке смотрятся так:

Будучи закреплёнными на боках рюкзака, их габариты выходят по высоте за пределы столитрового баула.

Неудивительно, что те же самые пластиковые MSR и прочие «плоские» модели популярны среди альпинистов, так как в силу своих размеров не мешают на любом рюкзаке.

Перейдём к креплениям. Вначале стоит отметить разницу между жёстким и мягким подвесом узла крепления относительно рамы или деки.

Как видно на фотографии, реализация может быть разной. Каждый производитель крепит узел по своему, вариантов не счесть, я привёл лишь принципиальную разницу. В одном случае крепление имеет только одну свободу и только относительно вращения вокруг штифта, то есть работает лишь носок ботинка. Во втором варианте узел крепления обладает куда большей свободой, нога может становиться под некоторым углом к раме. Оба варианта имеют свои плюсы.

Жёсткий узел крепления повышает мобильность, с ним гораздо проще работать на склонах с жёстким снегом, перелезать через камни и деревья. В основном такой узел используется для горных снегоступов. Если же рассматривать частные варианты, то компания GV использует такие решения на больших охотничьих снегоступах, чтобы ими было легче управлять.

Узел с «мягким» креплением хорош для более рыхлого снега, так как позволяет сглаживать неровности под снегом, например, когда мы проваливаемся в снег, а под ним находится дерево, камень или кочка. Такое сглаживание значительно снижает нагрузку на голеностоп и колени (при правильных ботинках) и снижает опасность травматизма. Чем больше снегоступы по размерам, тем меньше необходимо такое сглаживание на описанной местности, так как большая площадка предоставляет большую же площадь опоры и сама по себе служит некоторым компенсатором.

Реализаций крепления снегоступов к ботинку великое множество, хотя чаще всего используются ремни, просто вариантов их затяжки и фиксации настолько много, что все просто не опишешь.

Самым простым решением является вариант, реализованный на MSR Evo.

Тянущиеся ремни, с примитивной фиксацией. Без усилий снегоступы на лапе не затянешь, но зато, при качественных ремнях (а у меня лично нареканий к MSR не возникло) система очень надёжна, проста и мало весит, обеспечивая к тому же плоские габариты. Нечему обледенеть, сломаться. Если всё же вдруг удастся порвать ремень, то ремонт относительно прост при помощи стропы.

Широко используются на креплениях и стропы с трёхщелёвками, в самых различных вариантах.

Наиболее популярными сейчас, тем не менее, являются пластиковые ремни с трещотками для их затяжки. Такие крепления позволяют надевать снегоступы безо всяких усилий и на любую обувь.

Абстрагируясь от некачественного пластика, которого полно на «не брендовых» изделиях, проблема пластиковых ремней с трещотками заключается в механизме ослабления ремней. То есть затянуть-то можно ремни без проблем, но как потом ослабить в полевых условиях? Ведь в трещотку попадает снег и вода, которые легко превращаются в лёд. Всё, что легко работает в пределах МКАДа, очень неоднозначно ведёт себя на морозе, покрытое льдом и в условиях, когда человек в силу утомления либо не в состоянии контролировать своё усилие (чтобы не сломать), либо вообще не имеет сил ЭТО расстегнуть.

Пример удачного решения:

Тянем «крылья» вверх и ремень легко ослабляется.

А вот в таком варианте обледенелые крепления расстегнуть сложнее:

Здесь необходимо фиксатор как бы отжать в сторону. Сама по себе система фиксации и ослабления куда проще и в чём-то даже удобнее, чем в варианте выше. Другой вопрос, что верхний заточен под использование рукавиц, а вот этот нижний только под перчатки. То есть, выбирая снегоступы, подумайте, как вы будете на морозе расстёгивать крепления и какую штатную защиту рук подразумевает ваш поход.

Не успел, к сожалению, сфотографировать снегоступы с неудачным решением ослабления ремня — там фиксатор откидывался почти на 180 градусов, потом его слегка надо было нажать (как бы на излом), после чего зацеп фиксатора поднимался над рёбрами ремешка и тот свободно расслаблялся. Компактная и простая система, только на морозе пластик дубеет и когда мы на него давим «на излом», он прекрасно так ломается. В каталоге производителя такого решения не нашёл, насколько я понял, крепление уже поменяли на более надёжное.

Чаще всего используется три ремня — два передних и один задний. Это самое универсальное решение на все случаи жизни. Альпинистские варианты с тремя передними ремнями, как на некоторых MSR, предназначены для более жёсткой фиксации на спусках (упора для носка у них нет) . А вот вариант только с одним передним и одним задним ремнём хорош только для прогулок по лесу.

На снегоступах с пластиковой декой крепление ремнями может сочетаться с пластиковыми элементами для лучшей фиксации бота и там количество ремней может быть самым разным.

Важный момент — часто снегоступы рассчитаны под обувь самого широкого диапазона размеров. Но, только по длине. Если вы хотите ходить в снегоступах в массивной полярной обуви или надевать снегоступы на сноубордические ботинки, то не факт, что снегоступы подойдут вам по длине ремней или прорезь под носок бота на снегоступах окажется достаточной. Варианта при покупке два — либо брать с собой бот для примерки, либо надеяться на то, что в магазине продавец знает своё дело.

На склонах возникает проблема соскальзывания. На снегоступах с деревянной рамой и плетёной основой проблема частично решается своеобразным протектором, формируемым плетением. Чем круче склон и чем плотнее снег, тем меньше протектор работает. Так как снегоступы из алюминиевой трубчатой рамы протектора не имеют, то для фиксации на склоне используются кошки.

Как правило, в таких решениях есть передняя кошка и задняя. Чем больше снегоступы заточены под работу на жёстком снегу и на склонах, тем кошки массивнее и более ярко выражены. В лесных вариантах задняя кошка может и вовсе отсутствовать.

Снегоступы с рамой из полос сами по себе являются прекрасным фиксатором на склоне, о них я говорил выше.

Снегоступы с пластиковой декой предоставляют широчайший простор для фантазии производителя. Дека позволяет устанавливать любые направляющие и зубья любых форм и размеров, а также использовать рёбра жёсткости пластика.

Модель INOOK AXM SNS вообще имеет на рабочей части шипы:

Такие шипы бессмысленны на мягком снегу и тонком насте, но отлично работают на склонах с плотным снегом и при пересечении притоков, покрытых льдом. При этом сама конструкция направлена на минимальный подлип.

Упор носка бота на снегоступах сейчас используется довольно часто:

Назначения у него два. Первое — на продолжительных спусках, либо на спусках по жёсткому насту, ботинок не съезжает вперёд. Второе — задний ремень наконец-то начинает работать по настоящему, так как у него появился жёсткий упор, к которому он прижимает бот. Горячая необходимость такой штуки спорна и сильно зависит от общего конструктива крепления. Чаще всего можно обойтись на грамотных изделиях и без него, но удобство упор всё же добавляет.

Подпятник служит для снижения усилий при продолжительном подъёме. Поднимая скобу под пяткой, мы возвращаем бот в более привычное для нас положение, уменьшая амплитуду работы голеностопа и снижая на него нагрузку.

Схема работы и вообще как это выглядит видно на этих фото:

Если речь идёт о походах в горных районах и насте, то штука безусловно удобная, но только в том случае, если конструкция имеет развитые кошки. А иначе снегоступы начинают на насте съезжать вниз и с подпятником тогда становится неудобно. Тропить же вверх по мягкому снегу плохо что с подпятником, что без. Я предпочитаю без.

Фиксатор пятки наоборот, предназначен для жёсткого прижимания подошвы бота к плоскости снегоступа. Эта штука удобна в горах на спусках по насту, особенно когда нужно подолбить ступеньки. Кроме этого, фиксация пятки сразу и резко повышает мобильность, так как в этом случае можно будет ходить хоть в бок, хоть пятиться задом. Особенно хочется этого на больших тяжёлых снегоступах. При обустройстве бивака переоценить фиксатор пятки вообще трудно. Маленькие «плоские» снегоступы с пластиковой декой, кстати, фиксатора пятки обычно не требуют.

Реализация фиксатора может быть разной.

В данном случае дополнительный ремешок цепляется к заднему ремню. Также бывают варианты, где вот такой ремешок дополнительно обхватывает голень.

На снегоступах с пластиковой декой фиксация пятки по своему полёту фантазии переплёвывает даже фантазию в расположении кошек и направляющих.

Такую систему, как на фото, легко включить/выключить палками или ледорубом, но на практике под рюкзаком всем обычно не до этого 🙂

Таким образом, когда мы выбираем снегоступы, всё можно свести к следующим элементам:

Основное:

  • Материал и форма рамы/деки
  • Размер
  • Крепления
  • Кошки

Дополнительное:

  • упор для носка
  • подпятник
  • фиксатор пятки

Дополнительные статьи по теме:

Для чего нужны снегоступы и где они используются

Рассказ о зимнем одиночном походе по Тункинским Гольцам

life.ice-age.ru

Тест снегоступов от СнарЯжения

Александр Кунеш, Илья Гуревич

Тестировались самые большие снегоступы из всей линейки, производимой фирмой Снаряжение, аж 91*26см. http://www.equip.ru/shop?mode=product&product_id=2229200Я опасался, что они великоваты для меня. (Рост и вес тестера: 178 рост, 73 кг). Хорошо, что опасения эти не подтвердились, но давайте обо всем по порядку.

 Первичный осмотр.

Красивые. Делать красиво фирма «Снаряжение» умеет. Красная анодированная труба периметра отлично сочетается с черным цветом пластика. Мои снегоступы немного отличались по виду  от картинки с сайта – весь пластик на них был черный, а на картинке передняя часть – красная. Ну, на ходовые свойства не влияет, и сказать что красивее тоже нельзя. 

view

Перетяжка соединена с рамкой пластиковыми хомутами из морозостойкого пластика (аналогичного самой перетяжке), которые, по всему периметру, надежно соединены  заклепками. Заклепки сделаны грамотно, подложены металлические шайбы и пластиковые прокладки.  В свою очередь, крепление кошек выполнено винтами и гайками с “антираскруткой”, шайбы и прокладки присутствуют. Немного удивило отсутствие граверных шайб на резьбовых соединениях, но решил, что резьба достаточно подпружинена за счет сжимаемого пластика и не раскрутится. Забегая вперед, скажу, что первое впечатление меня не обмануло, и она таки раскрутилась.

Долго вертел  в руках фурнитуру ремешков крепления ботинка. По конструкции крепление немного напоминает сноубордическое, основных ремешков два и третий мягкий на пятке. Не понравилось полное отсутствие какой-либо маркировки на элементах фурнитуры. Естественно это не может свидетельствовать о низком качестве или о плохой морозоустойчивости, но и уверенности не добавляет. Остается надеяться, что фирма «Снаряжение», не заинтересованная в возвратах по гарантии, поставила качественную фурнитуру, пусть и ноунейм. Визуальных дефектов, кроме слегка кривоватой оси  в одной из защелок, я не заметил, работала она качественно и в ходе тестирования не сломалась.

sneg

 Первые сложности возникли при упаковке снегоступов в рюкзак. То что в комплекте идет тканевый чехол – безусловно хорошо и очень удобно, но чем прикрыть острые зубья кошек, чтобы не порвать ткань и прочее содержимое рюкзака? На производстве на каждый из элементов кошек были заботливо надеты специально сделанные картонные коробочки. Их, конечно, достаточно, чтобы донести от магазина до дома и ничего не поцарапать, а дальше придется самому придумывать чем прикрыть кошки. Вариантов много, напрашивается заглушка из дерматина на резинках или липучках или заглушка из пены опять же каким-то образом закрепляемая к корпусу. Даже если крепить снегоступы снаружи рюкзака, защиту на кошки все равно лучше сделать.

Тестирование

Непосредственное тестирование снегоступов проводилось при температуре -7 градусов. Снежный покров состоял из порядка 5 сантиметров свежего пухляка, ниже которого шел слабый  наст 5-10 см и около земли  20 сантиметров слегка уплотненного снега. Человека в обычной обуви такой наст, естественно не держит, но для снегоступов это практически идеальные условия.

Несмотря на малый мороз, решил застегивать ремешки, не снимая перчаток, чтобы понять насколько это удобно. Да, вполне удобно и быстро. Нажал-вставил-затянул покачиванием рычага. Застежка достаточно крупная и снимать перчатки не обязательно. Сами  крепления универсальные и в них войдет даже 50 размер. Несмотря на это мои ботинки 42 размера встали как влитые и совершенно не ерзали все последующие часы.

sled

Первые шаги рассеяли опасения связанные со слишком большими размерами снегоступов. Как ни странно, но на ногах они не мешали, зато, за счет большой площади, практически не проваливались. Наст просто слегка (сантиметров на 5) оседал под ногами. Это оседание, естественно, забирало на себя часть энергии, но не столь значительную, как при ходьбе по колено в снегу. Буквально через полчаса я поймал себя на мысли, что перестал думать о снегоступах и о том, как я ставлю ноги, как будто дело происходило летом, и я просто гуляю по лесу.

Непривычные ощущения для зимней прогулки. Обычно зимой мы привязаны к протоптанным тропинкам или лыжням, а тут идешь в любом направлении, куда глаза глядят. Надо заметить, что в лесу на снегоступах значительно удобнее, чем на лыжах. Они короче и не цепляются носами за подлесок, поперечные препятствия спокойно перешагиваются, а мелкие канавы перепрыгиваются. По ощущениям это ближе к обычной летней ходьбе, чем к лыжам. В этот раз даже сходил в отдаленный слегка заболоченный участок леса, куда не получалось пройти летом, по причине сырости. Так что у зимних прогулок по лесу есть свои преимущества.

Конечно, нужно понимать, что при полном отсутствии наста и глубоком рыхлом снеге ощущения от снегоступов будут сильно отличаться от описанных выше. 

Хорошо бродить по лесу, но хотелось проверить поведение снегоступов на наклонных поверхностях, благо рельеф позволял. Тут меня ждало разочарование. Снегоступы прекрасно вели  себя все время, пока уклон позволял подниматься прямо в лоб, но на большем уклоне любая попытка поставить ноги «ёлочкой» или боком к склону заканчивалась соскальзыванием вниз. Возможно, это связано с направлением зубцов передней части кошек. Они явно не предназначены для сопротивления только продольной нагрузке, а при боковой - просто соскальзывают.

 Если позиционировать эти снегоступы как прогулочные, то устойчивость к боковому соскальзыванию не столь важна, не часто приходится лезть по склону в 45 градусов, да еще чтобы на нем был наст, который будет держать человека на снегоступах. Другое дело экстремальные применения, тут явно напрашивается изменения формы (направления) зубцов передней части кошки, лидо добавление дополнительных продольно-ориентированных зубцов.

Справедливости ради нужно заметить, что за 4 часа хождения по лесу снимать снегоступы мне не понадобилось ни разу, и это при том, что я был без палок, с которыми преодоление склонов явно облегчается.

 Ложка дегтя

 Примерно через 3 часа раскрутился и, естественно, потерялся в снегу один из винтов соединяющих механизм кошка-крепление с перетяжкой. Раскрутилась гайка, «антираскрутка» не помогла. Тут два варианта: либо плохо закрутили на производстве, либо конструктивная недоработка. Второй вариант мне кажется более вероятным, так как мой опыт использования резьбовых соединений в местах с динамической нагрузкой говорит о необходимости обязательного применения  граверных шайб. Резьба должна быть подпружинена и только в этом случае она не будет раскручиваться. Шайбы стоят копейки и на вес не влияют, поэтому если фирма Снаряжение не доработает эти снегоступы, то я настоятельно рекомендую сделать это самостоятельно. Процедура займет 5 минут и 5 копеек. Кроме того  желательно брать с собой ЗИП из винтиков нужной длинны, гаек и шайб, просто на всякий случай, хотя после установки граверных шайб вероятность такого события очень мала.

snegl

Пока я шел и размышлял о причинах поломки у меня раскрутился точно такой же винт, но уже на другой снегоступине. Система, однако. Похоже, что  люди не обращаются в «Снаряжение» с этой проблемой, а сами ее исправляют (мне бы было проще сделать так, чем нести в магазин), или это мне одному так не повезло.

 Итоги и рекомендации.

 Несмотря на мелкие неприятности, я остался очень доволен тестированием и тем как приятно провел время, гуляя по лесу на этих снегоступах. Можно смело рекомендовать их  для тех, кто хочет попробовать снегоступинг. Благо цена не кусается. Потом решите, нужны ли вам более дорогие или, как говорится,  лучшее - враг хорошего.

Кстати, хождение на снегоступах дает очень хорошую и разнообразную нагрузку для ног, так что как минимум попробовать нужно обязательно.

 Для экстремального применения  я их рекомендовать пока не стану. Не потому что они плохие или слабые, просто столь короткое тестирование не может дать статистической информации о надежности. Как минимум нужно попробовать при сильном морозе.

 После покупки рекомендую проверить установлены ли граверные шайбы в резьбовых соединениях и если нет, то поставить (между гайкой и металлической шайбой).

Производителям рекомендую:

- доработать резьбовые соединения

- подумать о вариантах дополнительных зубцов продольного направления на передних частях кошек, либо изменения их формы (направления)

- дополнить комплектацию транспортными чехлами для зубцов кошек

 Илья Гуревич:

Вторым человеком, кому попали снегоступы в руки, был я лично. Я нашел замену потерянным Александром в лесах болтам, поставил гравер, и отправился в лес. Рядом с домом у меня неплохой лесок, где в низинках много груздей, на опушке бывают подосиновики, а горькушки растут повсеместно. Впечатления от снегоступов у меня были заметно хуже, чем у Александра. И дело не в том, что грибов не было, хотя это тоже не украсило поход. Связано это с тем, что я стал большим человеком. Слишком большим, даже для снегоступов максимального размера. Вес мой составляет 113 кг при росте 187. Снега было не много, но снегоступы под моим весом легко уходили в снег сантиметров на 15. Это, уже, не легкая прогулка по лесу. С другой стороны, провалится на 15 сантиметров куда приятнее, чем по колено и даже глубже. Но видимо, это уже не проблемы производителя. Я не уверен, что есть смысл делать снегоступы еще длиннее и шире. Эти, как раз, довольно удобны. Идешь, ничего не задеваешь. Можно согласиться с Александром, что через некоторое время забываешь о том, что на ногах. Значит – удобно. И в лесу, кстати, оказалось удобнее, чем в поле. В поле, по-видимому, снега было больше, чем в лесу, и я проваливался глубже. Хотя, попробовать еще  один размер, может быть стоит.

 Выводы мои таковы.

 Снегоступы эти хороши, но со следующими ограничениями:

  1. Человек должен быть до 100 кг. Тогда видимо будет оптимально. Когда 110+, то уже проваливаешься существенно. Но использовать можно.
  2. Мне не понравился чехол для снегоступов. Мы живем в 21 веке, зачем нам черный печальный чехол? К тому же, острые зубья ничем не прикрыты. Тут я солидарен с Александром.
  3. При моем весе, проблема соскальзывания не проявлялась. И я шел нормально даже по кривым поверхностям. Хотя, видимо, можно учесть пожелание.

Наконец, из плюсов, я отмечу цену. Все-таки, продукты надо сравнивать в своем диапазоне. Цена этих снегоступов – доступная.

За тестирование спасибо команде сайта http://activeinfo.ru

www.equip.ru

Подробный обзор (отзыв) снегоступов GV Mountain Trail (Active Mountain) и GV Winter Trail (Active Winter)

Exif_JPEG_420

Exif_JPEG_420

Верхнее фото: троплю русло одного из притоков Ехэ-Гола, Тункинские Гольцы.

Нижнее фото: отдыхаю на перевале Зелёный, Тункинские Гольцы.

Канадская компания GV известна своими снегоступами, кроме того она также занимается изготовлением различных аксессуаров к ним. На сайте компании производителя снегоступы представлены здесь: Mountain Trail и Winter Trail. Кроме того, каждая из этих моделей имеет женские варианты - Active Mountain и Active Winter. Женские отличаются от мужских более светлой расцветкой и укороченным размерным рядом - у них отсутствует самый большой мужской размер. В остальном это точная копия мужских и каких либо различий между ними нет, то есть при том условии, что размер снегоступов подходит, можно использовать просто первую же приглянувшуюся модель без оглядки на того, кому её предназначили хитрые маркетологи компании GV.

Итак:

Производитель: GV

Модели: Mountain Trail (Active Mountain) и Winter Trail (Active Winter)

Позиционирование Winter Trail: лесные снегоступы

Позиционирование Mountain Trail: снегоступы для предгорий и горных склонов с относительно глубоким и мягким снегом.

Основа конструкции: алюминиевая трубчатая рама с растянутой на ней полимерной основой, закреплённой с помощью заклёпок.

Особенности: крепления с возможность быстрого надевания и снимания снегоступов; плоские габариты для транспортировки; широкий размерный ряд; возможность использовать фактически любую обувь – от горных или треккинговых ботинок, до полярных бот и мягких чуней; относительно лёгкий вес конструкции.

Как обычно. в моих обзорах, изделия я рассматриваю на основе практического походного, достаточно жёсткого использования, а выводы делаю не только на основе прямой  эксплуатации, но и на базе эксплуатации иных различных моделей, сравнивая, отмечая детали, отделяя лишнее и вычленяя реальные достоинства и недостатки.

Размерный ряд и вес снегоступов, по данным производителя:

Mountain Trail

Размер в дюймах Размеры, см Вес пары, кг 
8x24 20x61 1,64
 8x27  20x69  1,76
9x29  23x74  2,24
 10x36  25x91  2,71

Winter Trail

Размер в дюймах Размеры, см Вес пары, кг
8x25 20x64 1,47
 8x28 20x71  1,55
 9x30  23x76 2,15
 10x36  25x91  2,60

При прочтении обзора, пожалуйста, обращайте внимание на дату публикации, так как с течением времени производитель может внести изменения в конструкцию, а также исправить обнаруженные недостатки.

Немного о походе, где тестировались снегоступы. В январе 2017 года я собирался в одиночный двухнедельный ходовой поход по Тункинским Гольцам, собираясь использовать именно снегоступы для тропёжки в верховьях, где проходила фактически половина моего маршрута. Я предполагал использовать свои альпинистские снегоступы MSR Evo, которые не очень подходили для этого региона (сравнительно мало наста и много тропёжки по глубокому рыхлому снегу) и находился в некотором раздумии насчёт более подходящего изделия, когда поступило предложение опробовать снегоступы GV.

Обсуждая, какую модель мне взять, мы пришли к выводу, что наиболее интересной для подробного обзора будет Mountain Trail, как более популярная в силу своей бюджетности, с заявкой на использование в горах. К тому же конструкционно она немного отличается от Winter Trail, что позволяло достаточно судить об эргономике и надёжности обеих моделей и разобрать отличия на фоне использования более старшей Mountain Trail. По ходу разбора снегоступов я буду подробно останавливаться на отличиях и подчёркивать общие черты моделей.

Представитель GV был настолько уверен в снегоступах, что предоставил мне полный карт-бланш для самого жёсткого, в пределах адекватной эксплуатации, тестирования и справедливого отчёта же в инете. Впрочем, на других условиях я бы снегоступы и не взял бы, поэтому стану и хвалить, и критиковать.

Часть моего маршрута была пройдена пешком, часть на снегоступах, преимущественно в тяжёлой тропёжке. Я лазил на них фирновые не крутые склоны, пробирался по руслам незамёрших и частично замёрзших ручьёв, проваливался в воду, сбрасывал снегоступы вниз со скальных уступов и в каньонах, тропил глубокий снег бортов долин, перелезал в них через камни и через поваленные деревья, нагружая всем мыслимым образом.

Температуры у меня не опускались ниже минус 25 градусов, то есть было сравнительно тепло. Так что к сожалению, я не смог проверить заявку производителя на эксплуатационную надёжность материалов до минус 50 градусов.

Прямая нагрузка составляла: мой стартовый вес 64 кг, плюс одежда и обувь около 5 кг, плюс рюкзак 25 кг, итого около 100 кг. Снегоступы я использовал размера 10*36 дюймов.

У обеих моделей это самая большая по размерам модификация и взял я её в расчёте именно на глубокий рыхлый снег. В других моделях у компании GV есть и большего размера снегоступы, 12*42, например, но они предназначены для использования в лесу и, как правило, больше в охоте, позволяя распределять нагрузку до 140 кг. В горах на снегоступах большего размера, чем 10*36, попросту нечего делать, так как это и лишний носимый вес, и очень мешающие габариты, учитывая то, что часть пути ты идёшь пешком, а часть работаешь с ледорубом и в кошках, а то и с верёвкой.

Что касается более "прогулочных" Winter Trail, то логика здесь, в общем-то, аналогичная по части веса и по части габаритов.

Для чего нужны меньшие размеры? Для меньших нагрузок в плане веса, для резервных вариантов на джипе и снегоходе (когда транспорт сломался и необходимо дойти, а не доползти, до цивилизации), для более жёсткого снега в горах, для ограниченной, хоть и интенсивной, тропёжки в альпинизме и тому подобное.

IMG_0391

Exif_JPEG_420

Верхнее фото: снегоступы на стене зимовья недалеко от цирка вершины Трёхглавая.

Нижнее фото: взобравшись по жёсткому снегу  кулуара на снегоступах, я переобулся в кошки, перед выходом на более крутой участок.

Как вы уже заметили, я не стал приводить таблицу нагрузок под разные размеры. Связано это с тем. что понятия "жёсткий снег" и "мягкий снег", как и "рыхлый снег" и "наст" очень даже субъективны. Снег весьма разный по своей структуре в различных регионах, а в горах он и вовсе может поменять свой строение в течение недели-двух. Естественно, чем меньше воздуха в толще снега, тем меньше мы проваливаемся в него, но процесс преобразования происходит постоянно, пр этом отдельные районы могут давать очень даже разную специфику снежного покрова. На Кодаре, на Тункинских гольцах, на Байкале, на Хамар-Дабане и на Дальнем Востоке в походах на снегоступах я встречал совершенно разные условия для передвижения, при этом всякий раз охарактеризовать снег было исключительно сложно и тут, вероятно, необходим был бы словарный запас тех эскимосов, которые интенсивно пользуются лыжами, санями и иглу.

Начнём с общей конструкции и тех или иных плюсов и минусов, выявленных в эксплуатации.

Обе модели снегоступов представляют собой раму из алюминиевой трубы, на которой с помощью хомутов и заклёпок растянута и закреплена полимерная основа, чем-то напоминающая толстую тезу.

Ближе к носку на "ткани" находится крепление под ботинок, основа которого (крепления) на поперечном стержне и с помощью тех же хомутов прикреплена к раме, перенося часть нагрузки пользователя на раму.

Считается, что трубчатая рама имеет более высокую прочность и надёжность по сравнению с рамой из полос металла, как, например, на снегоступах Mountain Extreme. Тем не менее, если мы говорим о снежных склонах и особенно насте и льду, то рама из полос сама по себе играет роль фиксации на поверхности, тогда как у трубчатой рабы есть все предпосылки к скольжению, что она и делает при подходящих к этому обстоятельствах. Кошек, которые крепятся к снегоступам снизу, я ещё коснусь, но в целом следует давать себе отчёт, что трубчатая рама и плотный снег на склонах совместимы гораздо меньше, чем рама из полос металла или пластиковая дека с агрессивными полозьями.

Другая сторона трубчатой рамы, положительная, что она меньше продавливает верхнюю часть покрова, а соответственно и создаёт предпосылки для меньшего "проваливания".

Нос у рассматриваемых моделей снегоступов разный. У Winter Trail (слева) он короткий и округлый, у Mountain Trail (справа) вытянутый и более узкий.

_DSC8920

В чём разница? Под мягкий рыхлый снег и тропёжку в нём гораздо более удобен короткий округлый нос. В этом случае нос представляет собой меньшую по площади "лопату" и тропёжка менее утомительная.

Зато, если появляется наст, который не держит пользователя, проваливается, то пробиваться через такой, особенно на подъёме, гораздо удобнее с более длинным носом.

То есть, с одной стороны мы имеем как раз определяющее в данных моделях различие. Но, у длинного носа появляются нюансы:

  • Если спускаться по ломающемуся насту, то чуть-чуть проходящие вниз под настом по склону снегоступы при движении ноги вверх станут цеплять за наст уже снизу. Решаемо, если не торопиться.
  • Я провалился в ручей под лёд, когда тропил и не мог выбраться, так как носки снегоступов цепляли за лёд снизу. Глубина была почти по колено, то есть неглубоко, но когда тебе в боты заливается воды, ты находишься в глубоко прорезанном русле с крутыми бортами и никуда не можешь с него деться, за бортом минус пятнадцать и ты один в холодном походе, а в воду наваливается снежная каша и ты не можешь разглядеть границы полыньи, то ситуация становиться интересной.

То есть понятно, что плюсы той или иной конструкции для разного предназначения очевидны, но нюансы есть.

Другой момент, касаемый носка, что в новых партиях снегоступов, которых хоть и пока нет в РФ, но скоро или не скоро они появятся, форма носка будет одинаковой для обеих рассматриваемых моделей - вытянутая по образцу  Mountain Trail.

В полимерной основе снегоступов присутствует широкая прорезь под носок любого ботинка. Я использовал свои массивные экспедиционные боты Baffin Impact безо всяких неудобств по этому поводу, что свидетельствует о возможности применения как любых полярных бот, так и сноубордических ботинок.

Штифт крепления, с помощью которого нагрузка переносится на раму и относительно которого вращается при ходьбе носок крепления, закреплён не жёстко и реализация крепления в этом отношении у обеих моделей идентичная. Не жёсткость подразумевает некоторую свободу движения во всех плоскостях, то есть в целом, когда мы встречаем под снегом различные препятствия снегоступы в какой-то мере пытаются как бы "обтечь" препятствие не передавая нагрузки на изгиб на ногу.

В модели AeroLite Snow и в моих MSR Evo штифт закреплён жёстко и никакой иной свободы не даёт. Разница в эксплуатации колоссальна.

На фото - слева AeroLite Snow, справа Mountain Trail.

_DSC8921

Когда мы тропим по лесу или в снежном покрове, под которым скрываются камни, то снегоступ относительно ноги своей плоскостью испытывает свободу действий, снижая этим самым нагрузку на связки. Переоценить это трудно. Другими словами падет вероятность травматизма и вообще падения, передвижение становится более уверенным. Зато когда мы выходим на склон с плотным настом, когда проходим траверсы по нему же с ощутимым уклоном или когда перелезаем через камни, то требуется наоборот более жёсткая фиксация крепления к раме (или деке) и более же жёсткая фиксация бота.

В основном жёсткое сопряжение лишь с одной гарантированной степенью свободы необходимо, как видим, в специфичных условиях, близких к альпинизму, когда ты ещё не в кошках, но работаешь в снегоступах. В моих условиях вариант, реализованный в рассматриваемых в обзоре моделях мне необходим был куда больше.

Сам ботинок крепится к снегоступам при помощи трёх ремешков, одного заднего, простого, и двух спереди - на подъёме стопы и на носке.

_DSC8922

Такая схема реализована на всех рассматриваемых в обзоре моделях и хватает её на все случаи жизни. У MSR, правда, есть модели с четырьмя ремнями, но это уже чисто для альпинизма и оправдано только при использовании полностью пластиковой деки и суровой работы на высоте, то есть слишком уж специфично. У GV три ремня фиксируют ногу относительно крепления очень даже хорошо.

На новой партии у Mountain Trail будет реализован упор для носка ботинка - на мой взгляд, вещь абсолютно в данных снегоступах лишняя и служащая больше для красоты. В тех же Mountain Extreme она уже оправдана, но здесь в основном несколько избыточная.

Ремни на снегоступах GV пластиковые. На морозе они существенно дубеют, но жёсткая эксплуатация при минус 25 градусах проблем не выявила, хотя я и переживал несколько на этот счёт. Тем не менее, никаких эксцессов не возникло.

Передние ремни на Mountain Trail затягиваются трещоткой, а расслабляются удобным механизмом, для активации которого достаточно потянуть ручки вверх.

_DSC8923

Крепления очень удобны. Я использовал снегоступы не только в тяжёлых экспедиционных ботах, но и в чунях, когда ходил вокруг лагеря. Это одни из самых удобных механизмов, из тех, что я видел. Даже замёрзший на ремнях лёд или спрессованный снег не препятствуют лёгкому освобождению бота от ремней.

При сноровке можно вполне обращаться с креплениями прямо в зимних рукавицах.

При морозах ниже минус 20 градусов наблюдалось постепенное ослабление ремней затяжки, но настолько медленное, что никаких проблем по этому поводу не возникало.

На модели Winter Trail трещотка затяжки ремня идентична Mountain Trail, но ослабление ремня производиться механизмом иного рода.

_DSC8928

Чтобы ослабить ремень, необходимо нажать пальцем клавишу до упору вперёд. Схема абсолютно несовместима с обильным обледенением креплений, так что в мокрый снег или в воду на этих снегоступах лучше не проваливаться.

Ещё одним важным отличием моделей является наличие у Mountain Trail подпятника.

_DSC8924

Нужен он для того, чтобы удобнее было подниматься в длительные подъемы по жёсткому или неглубокому снегу. Для модели Winter Trail в силу её ориентации необходимость в подпятнике отсутствует.

Тем не менее, в обеих моделях передняя кошка является достаточно слабой, в том смысле, что она мало выпирает вниз и обеспечивает недостаточный зацеп. Включается в работу она только при том условии, если мы идём на носках, либо поднимаем подпятник на Mountain Trail.

Всё видно по фото:

_DSC8926_DSC8925

Как видим, стоит наклонить носок, как кошка действительно действительно включается в работу.

В общем же и целом, вместе с такой компоновкой кошек и с трубчатой рамой, мы имеем общее недостаточное сцепление с настом, особенно при траверсах и на спуске, когда есть вероятность поехать вниз, как на лыжах.

Вторая кошка при этом, несмотря на кажущуюся агрессивность, фиксацию обеспечивает на таких склонах, и на склонах со снежной крупой, достаточно слабую.

_DSC8929

На Winter Trail вторая кошка и вовсе имеет очень усечённый размер, хотя для леса большего не надо.

_DSC8931

Кошки выполнены, кстати, судя по всему, из алюминиевого сплава, и хотя имеют толстые стенки, при лазании по камням, естественно, потихоньку стачиваются.

Также понятно, что при такой площади металлических поверхностей создаются идеальные условия для подлипа.

Exif_JPEG_420

В общем, стоит только пройтись по мокрому льду или снегу, либо, как я, окунуться в воду, жестокий подлип будет обеспечен. Торчащие вниз из пластин кошек концы болтов ещё более облегчают подлип и усложняют очистку от него.

Возвращаясь к креплению, скажу, что очень не хватает при использовании в горах фиксатора пятки. При тропёжке в лесу или в на границе лесной зоны он и не нужен, но когда крутишься в районе скал, выбирая путь, невозможность нормально сдать назад или чётко шагнуть в сторону напрягает. Не скажу, что это жизненная необходимость, судя по тому, что я пишу эти строки, но всё же хотелось бы.

Естественно, что чем меньше габариты снегоступов, тем менее возникает потребность в фиксаторе, это понятно.

Подытоживая общие впечатления от креплений может возникнуть резонный вопрос - а насколько легко в них тропить или идти по снегу? Судить сами - вес самой большой пары снегоступов 2,7 кг на пару, плюс экспедиционные боты весят 2,9 пара, плюс гамаши и тёплые носки. На каждую ногу приходиться более трёх килограмм веса, плюс сопротивление снега. Так что если хочется ходить много и интенсивно, лучше тренироваться в утяжелителях 🙂 За счёт снижения веса ботинок можно значительно облегчить тропёжку, но тогда снижается и теплоизоляция и надёжность обуви, как таковой. Так что многое ещё зависит от маршрута.

Exif_JPEG_420

На фото: троплю в сторону солнца.

Вопрос надёжности складывается из общей морозоустойчивости и общей же надёжности элементов и сочленений.

За минус 25 я ручаюсь, в принципе, не вижу никаких причин для того, чтобы при минус 40 материал вышел из строя. Насчёт 45-50 ниже ноля я бы подумал, исходя из своего опыта обращения с подобными материалами, но условий для испытания такого рода, повторюсь, не было.

Общая механическая прочность высокая. Во-первых, я очень жёстко ходил, во-вторых, я сбрасывал рюкзак с прикреплёнными к нему снегоступами в кулуар одного из перевалов. Баул общим весом около 28 кг кувыркался по кулуару более ста метров, причём в верхней части его опорой при прыжках служили носки снегоступов. Сбрасывание снегоступов в каньонах, в том числе на камни, а сверху на них рюкзака, тоже никак их не повредило.

Со снегоступами я честно говоря, обращался жёстче, чем следовало бы в силу того, что я действительно хотел их "адекватно" сломать и проверить ремонтопригодность. Но, мне даже не удалось проткнуть тезу. Конечно, я мог заняться разрушением целенаправленно, но это было уже неспортивно, а все потенциальные варианты на маршруте я безрезультатно выбрал и потратил впустую.

Судя по опыту обращения с отечественными снегоступами похожей конструкции, на которых в походе по Хамар-Дабану мой товарищ смог сломать и отремонтировать абсолютно все элементы, то в длительные ходовые походы я посоветовал бы брать стропу, шило и толстую нить, ремнабор для самых суровых лодок из рыболовного магазина, а также чёрный ядрёный скотч на тканевой основе и пузырёк цианокрилатного клея. Сломать можно всё, что угодно и случаи вообще бывают разные. На то и ремнабор в походе.

Exif_JPEG_420Exif_JPEG_420

Exif_JPEG_420

Вариантов крепления на рюкзак у меня было два. Так как снегоступы немаленькие и не совпадают по весу с перышком, то на фасад рюкзака я крепил их только для перевозки в общественном транспорте и при передвижении в пределах населённых пунктов.

IMG_0361

Узел крепления сделал самостоятельно.

На маршруте я цеплял снегоступы по бокам рюкзака, предварительно удлинив стропы.

Exif_JPEG_420

В рекомендациях к хранению хотел бы лишь указать, что в случае хранения летом в тех местах, куда будут проникать солнечные лучи, лучше использовать чехол или хотя бы мешок, так как прямое воздействие солнца в течении нескольких месяцев однозначно приведёт к определённому снижению прочности пластика.

Выводы:

Плюсы: очень удобные крепления на Mountain Trail; высокая надёжность материалов и конструкции; плоские габариты; прекрасная ремонтопригодность.

Минусы: отсутствие фиксации пятки у Mountain Trail; недостаточно развитые кошки на Mountain Trail для движения по насту; возможность подлипа на обеих моделях.

В целом - добротные и надёжные снегоступы, довольно простые и комфортные, одни для леса, другие с возможностью использования в горах.

leopard-fil.ru


Смотрите также