История советского рюкзака. Советский рюкзак ермак


История советских рюкзаков

Карманный определитель рюкзаков, найденных на дедушкином балконе

class="subtitle">

Мы уже знаем, как обстояли дела с рюкзаками на Западе: в 30х годах - змейки, в 50х - парусина и каркас, в 70х - нейлон и рюкзак без рамы. В СССР же все было совсем по-другому. В первую очередь потому, что богатой предыстории, как у западных рюкзаков, до СССР не было: были армейские кожаные планшетки, были армейские вещмешки, но дальше них дело никак не заходило.

Колобок.

Если вы хотели завести рюкзак до 30х годов ХХ века, вы шили себе его сами на свой страх и риск, придумывая чертежи из головы. И тут появился революционный бренд - модель “колобок”! Слыша это слово, старые альпинисты-мастера спорта покрываются мурашками и ворочаются ночью в кошмарах. “Колобок” - это круглый брезентовый мешок с двумя бестолковыми лямками объемом 20-60 литров.

Ключевое слово тут - “круглый” - вернее, шарообразный. Для упаковки “колобка” требовалось умение “мастер рюкзака”: внутрь надо было каким-то образом упаковать кучу кубических, угловатых вещей, который не должны были давить в спину. А упираться туда они очень хотели: чем дальше от человека тяжелый вес в “колобке”, тем его тяжелее носить. Немало туристов попортили себе как нервы, так и хребты, пока не появилась новая модель рюкзака.

Абалаковский рюкзак.

Рюкзак этот был разработан легендарным альпинистом Виталием Абалаковым и вышел в производство в конце 50х годов. Среди туристов-шестидесятников - тех самых, в растянутых свитерах с оленями, бородами, гитарами, очками и прочей атрибутикой, - абалаковский рюкзак был желанным и мегапопулярным. Не потому что обладал анатомической конструкцией, а потому что был лучше колобка.

Если колобок был круглым, то абалаковский рюкзак был похож на увеличенный армейский ранец. Он плотно прилегал к спине, имел металлические пряжки, карманы по бокам и огромный верхний клапан, который накрывал сверху и рюкзак, и карманы. Рамы здесь по-прежнему не было, материал по-прежнему был брезент, но спина была ровной, и это возносило на небеса.

Особенностью переноски абалаковского рюкзака были слегка пригнутые к земле позы туристов: с ним невозможно было стоять прямо. Кроме того, из-за отсутствия ремня рюкзак по мере ходьбы активно перекатывался по спине, равномерно массажируя всю ее поверхность. Также из-за небольшого объема (макс. 60л) у обладателя с каждым днем оттачивалось мастерство привязывания дополнительных вещей снаружи (хотя вязать там особо некуда). У этого искусства даже официальное название было - “внешняя навеска”.

Тем не менее, модель была дико популярной и пережила кучу модификаций. Брезент со временем сменился парашютной тканью, капроном и лавсаном, добавился поясной ремень. С такими вундервафлями абалаковская модель дожила до 90х и с треском была сметена современными конкурирующими моделями рюкзаков.

Рюкзак Ярова.

Думаете, здесь появились рама и поясной ремень? Черта с два! Главным отличием яровского рюкзака от абалаковского стали шнуровки вместо боковых карманов (карманы перекочевали вперед рюкзака). В итоге, во-первых, появилась возможность немного регулировать объем рюкзака, затягивая веревочки до предела. А во-вторых, к этим шнуровкам можно было кой-чего подвязать снаружи, что увеличивало количество переносимых вещей для тех, кто “внешнюю навеску” не освоил. Тем не менее, надо помнить: это изобретение так и оставалось огромной брезентовой сумкой, которой плевать было на строение человеческой спины.

Пик активности яровских рюкзаков пришелся, кстати, не на 70е, как многие могут подумать, а на 1980 год. В этом году была Олимпиада, и именно к ней приурочили массовый выпуск этой супермодели. Благодаря чему на клапанах рюкзаков появился олимпийский мишка и 5 олимпийских колец.

Ермак.

Тадададам! Революция! В 70х годах появился настоящий станковый рюкзак! Если в то, что дизайн “абалака” был украден у иностранцев, сложно поверить (хотя слухи упорно ходят), то дизайн Ермака уж точно копирует алюминиевую раму “Келти”, которую можно было подсмотреть у туристов-шестидесятников на западе. Однако, у родного “Ермака” были свои ньюансы…

Вроде бы, все на месте - и пояс, и алюминиевая рама, и сам рюкзак с карманами - не придерешься. Ан нет! Советская промышленность расположила металлическую раму так метко, что при падении на спину с небольшой высоты турист рисковал травмировать голову или даже сломать себе шею. Кроме того, та же рама была широковатой, и ходить по густому лесу с ней было так себе: рюкзак постоянно цеплялся за ветки. Не очень удобной была сама рама и для спины: при неправильной упаковке рюкзака туда впивались две мелкие металлические дуги. Выходило не так эпично, как у “колобка”, но тоже хлопот хватало.

“Ермак” тоже пережил несколько трансформаций, первой из которых был перенос верхней рамы, ломающей шею, на более удобный уровень. Материал “зеленый брезент” в последней модели превратился в капрон ярких расцветок. Были даже модели с откидной ножкой внизу, как у раскладушки, благодаря чему рюкзак мог стоять на земле вертикально! А на еще более редких моделях, кроме ножки-раскладушки, были еще колесики! Как на тачке, чтоб катить было удобнее. В общем, рюкзак был фантастиш - но абалаковский все равно делал его по популярности. Потому что был доступным.

Американка.

В 80е достать качественный рюкзак (под словом “качественный” мы, конечно же, имеем в виду “абалак”) было совсем непросто. Эпоха дефицита повлияла даже на рюкзаки, и бедным людям не с чем было ходить в горы. С этой мыслью в СССР зародилась самодеятельная индустрия. То есть, рюкзаки здесь шили и подшивали всегда - но в 80е это достигло невероятных размеров. Самой популярной моделью для пошива была “американка”.

Только представьте себе, какое это было счастье: где-то раздобыть жутко дефицитный лоскут технического капрона, выпилить из листового дюраля кучу самодельных пряжек - и ночами, в свободное от работы время, шить новенький рюкзак, представляя, как будешь тискать его в горах...

“Американкой” этот самиздат прозвали за подсмотренную у американцев универсальную подвесную систему (система регуляции, которая сейчас есть каждом втором рюкзаке). В те годы верхний конец лямок крепился в итоге через пряжку на пояснице к поясному ремню. При этом в спину рюкзака вшивались вертикальные алюминиевые полосы, верхние концы которых при помощи специальных ленточек крепились к лямкам. На спине такой рюкзак сидел неплотно, перекатывался и весил 3 кг против полутора килограмм бескаркасного - но зато можно было регулировать его под конкретную спину.

(подробнее про 80е и самодельные рюкзаки можно прочитать в статье на сайте “Скиталец”, часть первая).

В итоге все эти умения разбились о капитализм 90х годов, когда вдруг откуда ни возьмись на рынке появилась куча качественного снаряжения. После этого пути мастеров кройки и шитья разошлись: кто-то открыл собственный цех и смог организовать свою компанию, кто-то шьет в одиночку до сих пор и считает, что моделей лучше советских не существует, а большинство навсегда покончило с ночными лекалами и выпиливанием и перешло в новую эру высокотехнологичных рюкзаков.

 

Добавить комментарий

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

7ways.com.ua

Компания СПЛАВ

В Мире

Когда появился первый рюкзак - точно никто не знает. Но вполне очевидно, что случилось это в незапамятные времена. Уникальная находка была сделана 19 сентября 1992 г., на леднике Симилаун в Альпах к югу от Инсбрука. Антропологам удалось обнаружить прекрасно сохранившееся тело доисторического человека. На спине он носил кожаный рюкзак на U-образной раме из двух вертикальных брусков орешника, для жесткости соединенных снизу двумя горизонтальными досками из лиственницы. Именно в рюкзаке находилась наибольшая часть его пожиток, по которым находку датировали примерно 2700-м годом до Н.Э. Таким образом, самому древнему найденному рюкзаку почти 5000 лет.

С рюкзаком за плечами странствовал Иисус Христос, рюкзаки входили в военную форму легионеров, рыцари-тамплиеры на пеших маршах носили вещи на деревянном каркасе с лямками - прообразе станкового рюкзака.

Индейцы Северной Америки прикрепляли к кленовой доске лямки и налобный ремень, и носили на этой конструкции добычу после охоты.

Другая конструкция первых моделей рюкзаков представляла собой открытую, плетеную из лыка корзину, которая носилась на заплечном ремне. Таким приспособлением пользовались на протяжении веков охотники и дровосеки в горах Адирондака (штат Нью-Йорк) и во всех штатах Новой Англии.

Этот примитивный ранец использовался наряду с «тамплайном» — широкой кожаной повязкой на голове с ниспадающими ремнями, к которым можно было привязывать любой груз, посильный для человека.

Прообраз рюкзака – армейские ранцы - использовались практически всеми армиями мира и имели широкое распространение в XVIII — XIX веках. На смену коже и деревянным каркасам пришли парусина и сталь, а впоследствии капрон и алюминий.

Норвежец Уле Фердинанд Берган, на досуге увлеченный охотой, как-то раз согнул ветку можжевельника и сформировал прототип жесткой рамы внутри вещевого мешка. Ветка повторила линию спины и обеспечила удобную посадку и поддержку мягкого мешка. Получился станковый рюкзак, облегчающий переноску дичи и тяжестей.

Патент на такой станковый рюкзак, где ветка была заменена легкими стальными трубками и ремешками, был получен в 1909 году, а через 25 лет, когда срок свидетельства истек, рюкзак был скопирован по всему миру. Во многих странах, в том числе в США и Китае термин Bergans был синонимом слова рюкзак

Норвежский исследователь Руаль Амундсен снарядил рюкзаками фирмы Bergans свою экспедицию на Южный полюс.

Станковый рюкзак типа «Берген» капрала финской армии 1939 год.

В 30-х годах XX века норвежская фирма Bergans из Осло получила крупный военный заказ на обмундирование финской армии, и среди прочих предметов произвела на свет большое количество небольших станковых ранцев. Такие ранцы получили очень широкое распространение, их называли норвежский Берген-ранец или Дулусский рюкзак. Они оказались настолько удобны и практичны, что в разных модификациях распространились по всему миру. Такой ранец многие годы был табельным имуществом частей и подразделений специальной авиа-десантной службы Великобритании.

Шведский армейский рюкзак образца 1939 года.

Существовали деревянные или металлические заплечные укладки, использовавшиеся американскими войсками во время Второй мировой войны.

В России

На Руси традиционно для переноски вещей, для сбора ягод и грибов использовались короба, плетёные из бересты или лыка, переносимые с помощью двух заплечных лямок.

И сейчас трудно сказать, у кого впервые появилась такая заплечная корзина-ранец: у американских индейцев или славянских племён.

Охотники Сибири издревле и по сию пору пользуются крошнами или понягами (на фото) – заплечными станковыми рюкзаками, сделанными из палок или доски. В отличие от Бергана, сибирские охотники не заморачивались патентами на свои изобретения, поэтому в мире считается, что станковый рюкзак изобрёл Берган.

Здесь представлена интересная конструкция поняги от сибиряка дяди Толи. https://www.youtube.com/watch?v=eoorrB8b2dE

А в такой супер-поняге вес распределяетя ещё более рационально, центр тяжести находится высоко и груз нести проще.

Вещмешки (сидоры) – простые мешки прямоугольной формы с пришитой к нижним углам верёвкой или стропой – служили для переноски вещей у солдат. На середине стропы, сложенной вдвое, делалась самозатягивающаяся петля и надевалась на сложенную горловину мешка.

Такие сидоры используются и сейчас.

Первые альпинисты пользовались военными заплечными мешками.

В послевоенные годы были широко распространены простые рюкзаки из брезента, часто самодельные.

В СССР промышленность начала изготавливать серийные рюкзаки для туризма в начале 30-х годов прошлого века.

С разными незначительными изменениями такие бесформенные мешки дожили до наших дней, постепенно перейдя из разряда альпинистских в категорию «для дачи».

Абалаковский рюкзак.

Затем появился знаменитый Абалаковский рюкзак, названный так по фамилии своего создателя, известного советского альпиниста Виталия Михайловича Абалакова, первовосходителя на пик Коммунизма (тогда - пик Сталина). Он работал конструктором спортивного инвентаря и снаряжения в Московском институте ВИСТИ.

Вариант абалаковского рюкзака с очень большим клапаном назывался в народе "слоновье ухо". Такая разновидность рюкзаков появилась в 60-е годы.

Вот что рассказывает про такой абалаковский рюкзак альпинист Игорь Балабанов: "Не узнать его нельзя – металлический фиксатор стяжки верха рюкзака, уникальные пряжки и широкий клапан, который полностью закрывал рюкзак и его боковые карманы. Мне этот клапан всегда напоминал слоновьи уши".

«Абалаковский» рюкзак суммировал весь передовой опыт в разработке снаряжения, существующий на тот момент - как российский, так и европейский опыт - в предвоенные годы на Кавказ часто приезжали немецкие и австрийские восходители, так что у наших альпинистов была возможность изучить их знания.

Однако, были у него и недоработки.

Альпинист Игорь Балабанов: "Первый поход показал, что рюкзак не вмещает все необходимые вещи, и к тому же лямки были узковаты и очень сильно давили на плечи. После похода весь плечевой сустав болел несколько дней. Были и другие недостатки: брезентовые стропы на концах были срезаны «под угол», со временем лохматились и с трудом пролезали в пряжки.

Пока я не понял, что меня сильно увлекают походы, я так и мирился с его «минусами». А позже я надставил верх рюкзака плотной парусиной, и рюкзак «вырос» на 25-30 см. Чтобы не болели плечи, я сшил продолговатые подушечки шириной 10 см и длиной 20 см, в них положил поролон и на резинках закрепил на лямках. Когда рюкзак надевал, то на изгиб плеча подпихивал подушечки. Это помогало и, и плечи меньше болели. На концах строп я срезал лохмату, обмазал клеем, и стропа хорошо входила в пряжку.

Рюкзак, как впрочем и другое брезентовое снаряжение, сильно промокал от дождя, прибавлял в весе и «вставал колом» после морозов".

Там где лямки и кольцо, видны две петельки слева и справа. Лямки поднимались на уровень этих петель, в эти петельки вставлялась специально выструганная палочка, которая поддевала лямки.

Так рюкзак более плотно прилегал к спине (не свисал грушей)

Деревянная палочка или алюминиевая трубка вставлялась под лямки еще для перераспределния усилия на лямку - без этой палочки усилие на лямку работало на отрыв и лямки достаточно быстро отрывались.

Альпинист Чернышёв Сергей:

Свой первый "абалак" купил еще в 73 году. Он был с маленьким клапаном. Почему-то в это время у нас с большим не попадались. А так хотелось большой. И лямки подшивал и палочку под них вставлял. Все как у людей.

На самом деле, как говорят старые альпинисты, все эти вышеперечисленные рюкзаки были уже измененны относительно первого настоящего абалаковского рюкзака и назывались полуабалаковскими. А настоящий абалаковский рюкзак имел внутренние отсеки и так и назывался: "трёхкамерный" из-за вертикальных перегородок, вшитых по линиям, где проходят ленты-стяжки. Такая конструкция использовалась в конце 50-х, когда готовилась советско-китайская экспедиция в Гималаи.

В последующие годы промышленность стала производить упрощенный и гораздо менее удобный вариант «абалаковского» рюкзака, и именно его еще не так давно можно было купить в спортивных магазинах.

Следующая легендарная модель носила имя Ярова, это был уже вполне современный рюкзак с боковой шнуровкой и грамотной системой лямок, но пока еще без поясного ремня.

«Яровские» рюкзаки массово шили к Олимпиаде-80, на клапане их был изображен олимпийский медведь и пять колец; у туристов-диссидентов было принято отпарывать этот клапан и перешивать его наизнанку - это называлось «отправить медведя в ссылку».

Вышеперечисленные рюкзаки были мягкими, то есть не имели рамы-станка или какого-либо иного элемента жесткости.

В 70-х годах отечественной промышленностью стал прозводиться станковый рюкзак «Ермак». Он имел поясной ремень и каркас из алюминиевых труб.

Воспоминания альпиниста: "Когда в 1974 году по пути на скалы в Жигулях ребята увидели мой самодельный станковый рюкзак (по принципу "Ермака"), то со смехом спросили: "Ты что, раскладушку несёшь?" Станок рюкзака был сделан действительно из труб от раскладушки...

А через пару-тройку лет началась эра "Ермаков""

Те, кто потаскал круглые псевдоабалаковские рюкзаки-колобки, высоко оценили каркасный рюкзак "Ермак". Переносить тяжести в нём было гораздо удобнее, наружный каркас-станок распределял нагрузку. К нему было легко прикрепить гитару. Единственно, в лыжных походах с ним было опасно падать – рама могла хорошо съездить по затылку. Ещё, бывало, немного мешали длинные "ноги" рамы - трубки каркаса в нижней части. Некоторые туристы их отпиливали за ненадобностью.

Первые "Ермаки" были брезентовые, но позже появились и капроновые. Весил такой рюкзак всего кило и восемьсот граммов. Вполне сравнимо с современными бескаркасными рюкзаками.

Автор: Марина Галкина

Другие статьи:

www.splav.ru

История советского рюкзака

Мы уже знаем, как обстояли дела с рюкзаками на Западе: в 30х годах - змейки, в 50х - парусина и каркас, в 70х - нейлон и рюкзак без рамы. В СССР же все было совсем по-другому. В первую очередь потому, что богатой предыстории, как у западных рюкзаков, до СССР не было: были армейские кожаные планшетки, были армейские вещмешки, но дальше них дело никак не заходило.

Колобок.

Если вы хотели завести рюкзак до 30х годов ХХ века, вы шили себе его сами на свой страх и риск, придумывая чертежи из головы. И тут появился революционный бренд - модель “колобок”! Слыша это слово, старые альпинисты-мастера спорта покрываются мурашками и ворочаются ночью в кошмарах. “Колобок” - это круглый брезентовый мешок с двумя бестолковыми лямками объемом 20-60 литров.

Ключевое слово тут - “круглый” - вернее, шарообразный. Для упаковки “колобка” требовалось умение “мастер рюкзака”: внутрь надо было каким-то образом упаковать кучу кубических, угловатых вещей, который не должны были давить в спину. А упираться туда они очень хотели: чем дальше от человека тяжелый вес в “колобке”, тем его тяжелее носить. Немало туристов попортили себе как нервы, так и хребты, пока не появилась новая модель рюкзака.

Абалаковский рюкзак.

Рюкзак этот был разработан легендарным альпинистом Виталием Абалаковым и вышел в производство в конце 50х годов. Среди туристов-шестидесятников - тех самых, в растянутых свитерах с оленями, бородами, гитарами, очками и прочей атрибутикой, - абалаковский рюкзак был желанным и мегапопулярным. Не потому что обладал анатомической конструкцией, а потому что был лучше колобка.

Если колобок был круглым, то абалаковский рюкзак был похож на увеличенный армейский ранец. Он плотно прилегал к спине, имел металлические пряжки, карманы по бокам и огромный верхний клапан, который накрывал сверху и рюкзак, и карманы. Рамы здесь по-прежнему не было, материал по-прежнему был брезент, но спина была ровной, и это возносило на небеса.

Особенностью переноски абалаковского рюкзака были слегка пригнутые к земле позы туристов: с ним невозможно было стоять прямо. Кроме того, из-за отсутствия ремня рюкзак по мере ходьбы активно перекатывался по спине, равномерно массажируя всю ее поверхность. Также из-за небольшого объема (макс. 60л) у обладателя с каждым днем оттачивалось мастерство привязывания дополнительных вещей снаружи (хотя вязать там особо некуда). У этого искусства даже официальное название было - “внешняя навеска”.

Тем не менее, модель была дико популярной и пережила кучу модификаций. Брезент со временем сменился парашютной тканью, капроном и лавсаном, добавился поясной ремень. С такими вундервафлями абалаковская модель дожила до 90х и с треском была сметена современными конкурирующими моделями рюкзаков.

Рюкзак Ярова.

Думаете, здесь появились рама и поясной ремень? Черта с два! Главным отличием яровского рюкзака от абалаковского стали шнуровки вместо боковых карманов (карманы перекочевали вперед рюкзака). В итоге, во-первых, появилась возможность немного регулировать объем рюкзака, затягивая веревочки до предела. А во-вторых, к этим шнуровкам можно было кой-чего подвязать снаружи, что увеличивало количество переносимых вещей для тех, кто “внешнюю навеску” не освоил. Тем не менее, надо помнить: это изобретение так и оставалось огромной брезентовой сумкой, которой плевать было на строение человеческой спины.

Пик активности яровских рюкзаков пришелся, кстати, не на 70е, как многие могут подумать, а на 1980 год. В этом году была Олимпиада, и именно к ней приурочили массовый выпуск этой супермодели. Благодаря чему на клапанах рюкзаков появился олимпийский мишка и 5 олимпийских колец.

Ермак.

Тадададам! Революция! В 70х годах появился настоящий станковый рюкзак! Если в то, что дизайн “абалака” был украден у иностранцев, сложно поверить (хотя слухи упорно ходят), то дизайн Ермака уж точно копирует алюминиевую раму “Келти”, которую можно было подсмотреть у туристов-шестидесятников на западе. Однако, у родного “Ермака” были свои ньюансы…

Вроде бы, все на месте - и пояс, и алюминиевая рама, и сам рюкзак с карманами - не придерешься. Ан нет! Советская промышленность расположила металлическую раму так метко, что при падении на спину с небольшой высоты турист рисковал травмировать голову или даже сломать себе шею. Кроме того, та же рама была широковатой, и ходить по густому лесу с ней было так себе: рюкзак постоянно цеплялся за ветки. Не очень удобной была сама рама и для спины: при неправильной упаковке рюкзака туда впивались две мелкие металлические дуги. Выходило не так эпично, как у “колобка”, но тоже хлопот хватало.

“Ермак” тоже пережил несколько трансформаций, первой из которых был перенос верхней рамы, ломающей шею, на более удобный уровень. Материал “зеленый брезент” в последней модели превратился в капрон ярких расцветок. Были даже модели с откидной ножкой внизу, как у раскладушки, благодаря чему рюкзак мог стоять на земле вертикально! А на еще более редких моделях, кроме ножки-раскладушки, были еще колесики! Как на тачке, чтоб катить было удобнее. В общем, рюкзак был фантастиш - но абалаковский все равно делал его по популярности. Потому что был доступным.

Американка.

В 80е достать качественный рюкзак (под словом “качественный” мы, конечно же, имеем в виду “абалак”) было совсем непросто. Эпоха дефицита повлияла даже на рюкзаки, и бедным людям не с чем было ходить в горы. С этой мыслью в СССР зародилась самодеятельная индустрия. То есть, рюкзаки здесь шили и подшивали всегда - но в 80е это достигло невероятных размеров. Самой популярной моделью для пошива была “американка”.

Только представьте себе, какое это было счастье: где-то раздобыть жутко дефицитный лоскут технического капрона, выпилить из листового дюраля кучу самодельных пряжек - и ночами, в свободное от работы время, шить новенький рюкзак, представляя, как будешь тискать его в горах...

“Американкой” этот самиздат прозвали за подсмотренную у американцев универсальную подвесную систему (система регуляции, которая сейчас есть каждом втором рюкзаке). В те годы верхний конец лямок крепился в итоге через пряжку на пояснице к поясному ремню. При этом в спину рюкзака вшивались вертикальные алюминиевые полосы, верхние концы которых при помощи специальных ленточек крепились к лямкам. На спине такой рюкзак сидел неплотно, перекатывался и весил 3 кг против полутора килограмм бескаркасного - но зато можно было регулировать его под конкретную спину.

(подробнее про 80е и самодельные рюкзаки можно прочитать в статье на сайте “Скиталец”, часть первая).

В итоге все эти умения разбились о капитализм 90х годов, когда вдруг откуда ни возьмись на рынке появилась куча качественного снаряжения. После этого пути мастеров кройки и шитья разошлись: кто-то открыл собственный цех и смог организовать свою компанию, кто-то шьет в одиночку до сих пор и считает, что моделей лучше советских не существует, а большинство навсегда покончило с ночными лекалами и выпиливанием и перешло в новую эру высокотехнологичных рюкзаков.

 

Добавить комментарий

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

7ways.com.ua


Смотрите также